ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Мы должны и нам должны: ликбез для днепропетровцев

счеты

Давайте разберемся в свеженьком законе (принят в первом чтении) о жилищно-коммунальных услугах

 

 

2 февраля народные депутаты 242 голосами приняли за основу законопроект «О жилищно-коммунальных услугах» (зарегистрирован под номером 1581-д).

Проект закона был разработан Кабмином еще в конце 2014 года, но почти сразу его вернули авторам на доработку. В ноябре 2015 года документ снова был обсужден и опять возвращен в профильный комитет ВР. И только 10 декабря 2015 года появился доработанный проект, который был рассмотрен депутатами и принят за основу.

Нардеп и соавтор закона Елена Бабак перед голосованием заявила, что депутаты должны «положить конец беспорядку в ЖКХ», и что «вся Украина ждет урегулирования взаимоотношений между потребителями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг».

Особая значимость этого закона связана с тем, что идет масштабное реформирование сферы ЖКХ и с 1 июля 2016 года многоэтажки уже не будут коммунальными, они перейдут в собственность и под ответственность жильцов дома. А вместо коммунальных ЖЭКов на рынок этих услуг выйдут частные фирмы. Новый закон как раз и регламентирует будущие взаимоотношения между жильцами (потребителями услуг), управителем дома (управляющей компанией) и поставщиками услуг. Давайте разберемся с этим документом.

 

Кто за что отвечает?

Законопроект делит жилищно-коммунальные услуги на два вида: жилищная услуга (услуга по управлению многоквартирным домом) и коммунальная услуга (поставка газа, электроэнергии, тепла, горячей воды, водоснабжение и водоотведение, обращение с отходами).

Жилищную услугу оказывает управитель (физическое или юридическое лицо), определенный общим решением совладельцев или органом местного самоуправления. В зону ответственности управителя, который осуществляет услугу по управлению домом, входит:

— обеспечение надлежащего содержания дома и придомовой территории, для чего управитель от своего имени заключает договоры с подрядчиками;

— составление, ведение, обновление техдокументации дома;

— информирование собственников о необходимости проведения капремонта;

— сдача в аренду совместного имущества дома – по решению собственников;

— открытие банковского счета на дом и так далее.

Заключая с жильцами договор на управление домом, управитель в течение месяца обязан за свои средства заключить также договор страхования своей ответственности за вред, причиненный совместному имуществу, правам и интересам собственников «в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих обязанностей».

Стоимость услуг определяется по согласию сторон и указывается в договоре. Она состоит из расходов, собственно, на содержание дома и придомовой территории и на вознаграждение управителю. Доля оплаты зависит от площади квартиры.

Если жители не определились, управителя им назначает орган местной власти и платить они будут по той цене, которую управитель выставил на конкурс. Кстати, смета расходов на содержание дома является неотъемлемой частью договора на управление домом.

 

Наши права и обязанности

Перечень прав жильцов (потребителей услуг) — стандартный: получать качественные услуги, информацию о перечне услуг, тарифах, нормах потребления; если имуществу или здоровью потребителя нанесен вред — он имеет право на возмещение убытков; если услуги были оказаны не в полной мере, то имеет право на уменьшение размера оплаты.

Закон дает право жильцу проверять количество и качество ЖКУ, а также право получать от исполнителей услуг компенсацию (в размере, определенном договором, судом или законодательством) в случае превышения нормативных сроков проведения аварийно-восстановительных работ!

Набор обязанностей потребителя — стандартный: заключать договоры на предоставление ЖКУ, обеспечивать целостность приборов учета, придерживаться правил безопасности и так далее. И, конечно же, своевременно оплачивать полученные услуги. В ст.24 предусмотрено: «В случае несвоевременного осуществления платежей за ЖКУ потребитель обязан оплатить пеню в размере, установленном в договоре, но не выше 0,1% за каждый день просрочки от суммы долга. Общий размер оплаченной пени не может превышать 100% общей суммы долга».

В то же время в законе детально выписан порядок оформления претензий потребителей. Если житель считает, что получает услугу не в полном объеме или ненадлежащего качества, то он имеет право вызвать исполнителя для проверки качества услуги (порядок проверки устанавливается Кабмином). Интересный момент, касающийся услуг по водо- и газоснабжению: для проверки их качества потребитель имеет право брать пробы. И в случае установления факта поставки некачественной услуги «расходы потребителя на оплату проведенных исследований проб подлежат компенсации за счет исполнителя услуги».

 

Как договариваться

Целый раздел закона посвящен договорам на услуги ЖКХ, которые предоставляются исключительно на договорной основе, сроком на 1 год. Если за месяц до окончания срока договора ни одна из сторон письменно не сообщит о намерениях отказаться от договора, он пролонгируется на следующий год.

Теперь об особенностях.

Если управление домом осуществляют непосредственно совладельцы

Договоры заключаются между исполнителем и каждым из совладельцев. Но предусмотрен вариант, когда «по решению совладельцев может быть определено лицо, уполномоченное от каждого совладельца заключить с исполнителем коммунальной услуги (кроме договора на электроэнергию и газоснабжение) договор о ее предоставлении». В доме, управление которым осуществляется непосредственно совладельцами, дополнительно к плате за услугу добавляется еще плата за клиентское обслуживание (дополнительный платеж при заключении договоров с каждым совладельцем).

Если управление осуществляется ОСМД

Договоры заключаются с каждым из совладельцев. Но по решению органов управления ОСМД, «договор на предоставление коммунальной услуги (кроме договоров на поставку электроэнергии и газа) заключается между исполнителем и объединением как коллективным потребителем». Во втором случае плата за клиентское обслуживание не взимается.

Если управление домом осуществляет управитель

Договоры на комуслуги заключаются между исполнителями и каждым совладельцем. Но по решению совладельцев (или если управитель назначается по итогам конкурса решением исполнительного комитета местного совета), договор на комуслуги заключается между исполнителем и управителем от собственного имени и за счет совладельцев.

 

Вроде бы никакого подвоха нет, но в законе есть также отдельная статья «Коммерческий учет коммунальных услуг». Точкой такого учета является «комплект средств измерительной техники домового (группового) узла коммерческого учета, в случае его отсутствия – инженерный ввод. Объем потребленных услуг (кроме вывоза мусора) определяется именно в точке коммерческого учета, если же он отсутствует — то по нормам потребления.

Некоторые эксперты усматривают в этой норме закона предпосылки для введения коллективной ответственности всех жильцов, когда добросовестные плательщики могут стать заложниками должников, ведь при наличии общедомовой задолженности дом могут отключить от услуги. Подобная ситуация возникала несколько лет назад в домах ОСМД и ЖСК, которые водоканал отключал от водоснабжения за общий долг дома. Поэтому совладельцам надо быть предельно внимательными и осторожными при принятии решений относительно заключения договоров. Кстати, в той же статье указано: «По согласию совладельцев и исполнителя услуги коммерческий учет осуществляется по показаниям индивидуальных приборов учета в квартирах, других жилых и нежилых помещениях (…) при условии оборудования всех жилых и нежилых помещений индивидуальными приборами учета».

 

Экспертиза

Руководитель профильного комитета ВР Алена Бабак сообщила, что создается рабочая группа, куда депутаты могут подавать свои предложения для подготовки законопроекта ко второму чтению. Мнения экспертов разделились: одни считают, что принятие данного закона статен первым шагом к лишению украинцев жилья, другие констатируют, что закон нужен и своевременен. Но, акцентируют внимание на том, что реформируя ЖКХ в первую очередь надо учитывать интересы и возможности жильцов.

– Этот закон вводит новый разряд взаимоотношений, ведь такого вида услуги, как управление домом, ранее отдельно не существовало, — говорит руководитель Ассоциации ОСН Днепропетровска Игорь Лючков. — Были ЖЭКи, которые назывались балансодержателями и одновременно выступали управителями. Вся система в итоге свелась к тому, что никто ни за что не отвечал. Государство должно было покрывать часть расходов, но денег на это не хватало. И получилась ситуация: люди недоплачивали за услугу, которую им, по сути дела, не оказывали. Замкнутый круг: вы нам недоплачиваете, а мы вам недоделываем. Так а за что платить, если вы недоделываете? Так не за что доделывать, ведь вы недоплачиваете. Раньше или позже, но эту систему надо было разрывать. Но переход от старой системы у нас будет очень жестким. Основная проблема — тотальная изношенность домов, их ужасающее техническое состояние и при этом отсутствие возможности у жителей делать капитальные вложения в восстановление жилого фонда.

Об отсутствии средств у жильцов не то чтобы на капитальные вложения, а даже на своевременную оплату ЖКУ говорит и член национального совета по вопросам ОСМД при Минрегионстрое Анжелика Пилипенко. Она считает, что в нынешних экономических условиях вводить пеню категорически нельзя.

— Во-первых, большой вопрос: а подъемные ли сегодня для жителей тарифы на жилищно-коммунальные услуги? А во-вторых, у нас сейчас что — все своевременно получают заработную плату, нет с ней задержек? – спрашивает Анжелика Пилипенко. – Я считаю, что введение пени сегодня абсолютно несвоевременно.

В следующих номерах «Горожанин» будет обсуждать с экспертами и подробно разбирать положения этого пока что законопроекта, который затрагивает интересы большинства горожан.

Юлия Рудая

Газета ГОРОЖАНИН

13.02.2016