ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Здравствуй, городской бюджет! Полу-проект документа доступен для изучения

00_83

Первый вице-мэр Погребов обещал, что бюджет будет революционным, но в первом просмотре «революция» видна только в повышении арендной платы и немотивированных расходах

 

 

Делать полноценный анализ проекта бюджета пока невозможно, поскольку отсутствует объяснительная записка к нему и обязательный план социально-экономического развития города, в котором должны быть детализированы расходы по объектам и видам платежей. Однако даже рамочный проект вызывает целый ряд вопросов.

 

Дебет-кредит

Согласно проекту, доходы сводного городского бюджета с учетом субвенций составят 8 миллиардов 478 миллионов 238 тысяч гривен, расходы – соответствуют доходам.

К сожалению, проект не сопровождается, как обычно, пояснительной запиской, также вместе с ним не обнародован второй важный документ – план социально-экономического развития города. Поэтому анализировать документ достаточно сложно, но его уже начали обсуждать на одной профильной депутатской комиссии. Остальные депутатские комиссии прямого доступа к объяснениям разработчика не имеют.

— Доходная часть бюджета составляет 5,2 миллиарда гривен, — сообщил на заседании бюджетной комиссии новый и.о. директора финансово-экономического департамента горсовета Владимир Миллер (видеоматериалы выступления Миллера на сайте zabeba.li). – 3,2 миллиарда гривен – это субвенции из госбюджета. Мы имеем остатки неизрасходованных средств прошлого года в сумме 717 миллионов гривен.

Со слов Миллера известно, как изменилось финансирование отраслей городской жизни. Например, через управление внутренней политики уйдет 520 тысяч гривен на социологические опросы. Управление образования и науки получит почти на 400 миллионов больше, чем в прошлом году. Но не на развитие, а на инфляционное покрытие роста минимальной зарплаты, цен на продукты и медикаменты. Причем государство дало городу на образование всего 676 миллионов, а 1,426 миллиарда – деньги городского бюджета. На управление молодежи и спорта планируется выделить на 61 миллион больше (рост – 30%), они пойдут на развитие отдельных отраслей (в частности водно-спортивный комбинат и шахматный клуб).

На управление труда и соцзащиты планируется выделить в два раза больше — почти 100 миллионов гривен.

— Под данный департамент собраны все программы по осуществлению материальной помощи со всех других департаментов для их лучшего администрирования и контроля. При этом по всем программам материальной помощи есть значительный рост: это атошники, чернобыльцы, инвалиды и ветераны, — сказал Владимир Миллер.

На охрану здоровья горсовет планирует потратить больше 1 миллиарда гривен, на управление жилищным хозяйством — 600 миллионов гривен. Большая часть этих средств пойдет на текущие ремонты. На департамент коммунального хозяйства и капитального строительства в проекте бюджета предусмотрена сумма в 1 миллиард 760 миллионов гривен.

— Здесь есть крупные целевые вещи, связанные с благоустройством, такие как ремонт дорог капитальный (418 миллионов), текущий (277 миллионов), содержание дорог (200 миллионов). Есть большой проект, связанный с поддержкой наших коммунальных предприятий, занимающихся тепло- и водоснабжением, по погашению долгов за энергоносители, — уточнил Миллер.

Вопросов к этим цифрам много. Например, что такое 200 миллионов «на содержание дорог», в чем это «содержание» выражается? И почему бюджет должен оплачивать нерациональную трату денег Горводоканалом и тепловыми сетями («Горожанин» в прошлом номере писал о том, как теплосеть «сэкономила» 5 миллионов на собственной аварийной службе и отдала 25 миллионов за непонятные работы частникам).

Есть вопрос по 10 миллионам гривен, которые дополнительно подкинули департаменту корпоративных прав и правового обеспечения. По словам Миллера, эти деньги заложены на возможные (! – Авт.) судебные тяжбы в части защиты интересов города. На эти средства будут нанимать частных юристов. Департамент взаимодействия с правоохранительными органами может получить в этом году 66 миллионов гривен.

— Задачи КП «Муниципальная гвардия» увеличиваются, и поэтому увеличивается их бюджет, — сказал Владимир Миллер.

Зачем увеличивается эта гвардия и её задачи, когда у города появилась новенькая с иголочки патрульная служба полиции? Ответов нет. Как нет ответа и на вопрос, зачем городу тратить 16 миллионов гривен на создание новой городской студии телевидения, которая неизвестно где будет вещать.

 

…И первые комментарии

О проекте бюджета размышляет руководитель фракции ОБ в горсовете Наталья Начарьян.

— Принципиально нового ничего в проекте бюджета нет. И все указывает на то, что идет централизация бюджетных потоков. Например, из бюджета исчезло дополнение 8, регулировавшее нормативы для районов по НДФЛ и налогу на землю. У нас всегда было перераспределение: часть средств шла на районы, которые имели свои бюджеты и могли развиваться. В этом же проекте бюджета все централизовано. Все 100% налога на НДФЛ и на землю идут в городской бюджет.

Очень спорный вопрос – увеличение примерно на 500 миллионов гривен налога на землю. Теперь землепользователи должны платить в три раза больше: налог на землю был 1%, а аренда – 3%. Сейчас всё будет по 3%. Из-за кризиса сомнительно рассчитывать на то, что кто-то будет платить в три раза больше. Это довольно серьезный удар по малому и среднему бизнесу, а значит – и по рабочим местам в городе.

Еще вопрос — закладывается 25 миллионов гривен сбора за парковки. В прошлом году, для сравнения, было 4 миллиона. Чтобы закладывать такого рода рост, нужно провести какую-то принципиальную реформу.

В прошлом году было 30 миллионов гривен поступлений от прибыли коммунальных предприятий, в этом году почему-то всего 3 миллиона. Снижение в 10 раз.

Что касается расходной части. Меня смутила сумма в 66 миллионов, которая выделяется на департамент взаимодействия с правоохранительными органами. Из них 20 миллионов – это программа «Безопасный город». А куда делись остальные 46 миллионов?

Зачем мэрии тратить 20 миллионов гривен на «освещение деятельности», в том числе 16 миллионов — на создание нового коммунального канала. Очень большие вопросы.

Все социальные программы переброшены на одно управление – труда и соцзащиты. В принципе, наверное, это правильно, но в бюджете не расписано, какие именно программы. В прошлом году было 69,8 миллиона гривен, а стало 94,7 миллиона. В моем понимании, если на одном управлении сконцентрированы все социальные программы, то сумма должна была увеличиться в разы, а не на четверть. Возможно, в бюджете не учтены какие-то действующие льготы.

Проблема в том, что развернутые документы чиновники дают только бюджетной комиссии. Все остальные депутаты и комиссии могут анализировать только тот документ, который на сайте, но к нему не прилагаются пояснительная записка и развернутые таблицы. Если есть вопросы, то нужно обращаться в бюджетную комиссию, а она будет спрашивать у автора документа. Своеобразный подход.

По поводу так называемых депутатских денег. Этой строки вовсе нет в бюджете. Мы увидели только некоторые суммы, которые разбросаны по распорядителям средств. В целом 1,8 миллиона гривен на всех 64-х депутатов. Есть отдельный проект программы работы депутатов с наказами избирателям, но деньги, предусмотренные там, не включены в бюджет. Это странно.

Изучать проект бюджета без проекта плана социально-экономического развития города сложно. Но этого документа никто еще не видел. Зато в бюджете просматривается порядка 20 новых объектов, которые планируется сделать в 2016 году. Например, 43 миллиона на парки, 9 миллионов на канатную дорогу. Я не против парков, но не понимаю — если мы закладываем такие средства, а есть ли проекты на эти объекты?

Управление жилищного хозяйства – 610 миллионов. И отдельной строкой — на капитальный ремонт ОСМД заложено 1,339 миллион гривен. Не понятно – это на один дом или на сколько? Необходимо, чтобы были опубликованы титульные списки, суммы. Чтобы мы понимали, что эти деньги помогут привести жилой фонд в порядок. Нет самого главного — прозрачности, публичности бюджетного процесса, и обязательной расшифровки – на что конкретно собираются потратить десятки и сотни миллионов гривен. Мы хотим понимать, откуда будут поступать деньги, какие проекты будут реализованы, откуда эти все запросы.

Простой пример – судя по суммам, которые выделяют на водоканал и теплосеть, наверно их освобождают от кредитов. Сразу возникает обоснованное подозрение, что это делается для дальнейшей приватизации или сдачи в концессию этих коммунальных предприятий.

Проект бюджета еще крайне сырой, мы над ним будем работать.

 

Кто рулит бюджетом

Тремя главными лицами в бюджетном процессе по должности являются:

— первый вице-мэр Дмитрий Погребов, еще три месяца назад – успешный бизнесмен и ресторатор, ныне – чиновник на скромной зарплате;

— начальник финдепартамента Владимир Миллер — экс-директор сети кинотеатров «Кинотема» (от этого периода в его лексике прочно застряло словечко «касса»), в прошлом – менеджер приватовского бизнеса: директор по экономике и финансам ОАО «Орджоникидзевский ГОК» и руководитель одного из департаментов в главном офисе «ПриватБанка»;

— председатель депутатской бюджетной комиссии Артем Хмельников (адвокат, в последнее время – активист «Самопомощи).

Вы спросите, почему финансы и бюджет в депутатском корпусе поручили адвокату? На этот вопрос ответил вице-мэр от «УКРОПа» Санжара в программе «Сектор V.I.P.» на 11 канале.

— Это не секрет. Понятное дело, что депутаты входили в коалицию на определенных условиях. Кто-то хотел видеть себя в коммунальной собственности, кто-то — в ЖКХ, кто-то — в бюджете, как, например, Артем Хмельников. И эти пожелания учитывались, — сказал вице-мэр.

Проще говоря, на все денежные потоки в городе команда мэра поставила либо проверенных временем «своих» людей, либо отдала эти должности «по бартеру» тем, кто перешел в промэрское депутатское большинство. Еще вопросы остались?

 

Юлия Рудая

Газета ГОРОЖАНИН

09.03.2016