ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

В Днепропетровске запланировали потратить 9 миллионов на аттракцион?

00_253

Давайте подумаем, является ли восстановление канатной дороги на Монастырский остров первоочередной тратой городского бюджета

 

 

Канатка, которая перевозила горожан с улицы Дмитрия Донского на остров, работала с 1968 года. В КП «Горэлектротранспорт», у которого это сооружение находится на балансе, вспоминают, что она никогда не приносила прибыли, служила скорее своеобразным аттракционом и украшением города.

 

Первая попытка приватизации

В начале 2000-х старенькая канатка «разболелась», у нее с возрастом появилось множество недугов, требующих дорогостоящего лечения. В конце концов аттракцион превратился для транспортников и городских чиновников в головную боль.

— Ежегодно дорогу обследовали, меняли механизмы, красили. Раз в три года меняли трос и кабинки. Одним словом, каждый год какой-то полукапитальный ремонт мы делали, – вспоминает экс-руководитель КП «Горэлектротранспорт» Владимир Карпенко. – Когда затраты на содержание канатной дороги увеличились, мы хотели поднять стоимость проезда, но нам запретили это делать. Так мы и катали людей по 50 копеек.

В 2004 году решением исполкома горсовета канатку за 50 тысяч гривен в год сдали в аренду ООО «Городская инвестиционная группа», совладельцами которого были Дмитрий Бычков и тогдашний депутат городского совета Александр Жуков. В качестве бонуса арендаторы пообещали модернизировать канатную дорогу, которая была им нужна как средство для доставки горожан на остров, где ООО оборудовало платный пляж.

Но с пляжем не получилось, горсовет разорвал договор аренды земли. Через год частники приостановили оплату аренды и сообщили, что хотят выкупить дорогу у города. Если вариант с продажей не проходит, то они просят выделить из городского бюджета миллион гривен на ремонт канатной дороги. Город не дал ни дорогу, ни миллион.

— На самом деле инвестора, который эксплуатировал подвесную дорогу, интересовала не она, а земельный участок. На эту территорию у них были огромные планы, а дорога им была как кость в горле. Сначала предприниматели хотели её перенести в другое место, потом обещали построить новую, — рассказывает Владимир Карпенко. – Канатку я отстоял. Это стоило огромных усилий и нервов. Предприимчивые частники пошли по другому пути: уговорили тогдашнего мэра Ивана Куличенко сдать канатку в аренду, а после делали все, чтобы поскорее похоронить её. Дорогу намеренно уничтожали, её не ремонтировали, не меняли механизмы. Тогда, в 2004 году, необходимо было заменить трос, который пришел в негодность, но инвестор этого не сделал, хотя и обещал.

Смекнув, что канатную дорогу ликвидировать не получится, инвестор потерял к ней всяческий интерес и закрыл. Деньги за аренду «Горэлектротранспорт» так и не получил. КП обратилось в суд и выиграло иск, но деньги не получило. У ООО «Городская инвестиционная группа» не было никакого имущества, брать с них было нечего.

— Когда канатку обслуживал инвестор, состояние её значительно ухудшилось. Мы обращались в горсовет, просили деньги на ремонт, но ничего не получили, – вспоминает Карпенко.

Канатная дорога остановилась в 2009 году. Что с ней делать, никто не знал. Срезать и сдать на металлолом — вроде как неправильно, а тратить миллионы на капитальный ремонт — нерационально.

 

Вторая попытка

В 2013 году руководство города решило провести инвестиционный конкурс, найти бизнесмена, который захотел бы вложить в модернизацию канатки свои миллионы. За это частник получал бонус — право аренды дороги на 15 лет и право на строительство объектов инфраструктуры на земельном участке, где находилась канатная дорога. Желающих не нашлось.

И вот новая команда мэрии решила вложить в реконструкцию канатной дороги бюджетные миллионы. Правда, балансодержатель подвесной дороги об этой инициативе пока ничего не знает.

— О реконструкции канатной дороги я только что узнал от вас. Ничего по этому поводу не знаю, — говорит неделю назад директор КП «Горэлектротранспорт» Владимир Легкий.

По поводу реконструкции дороги мнения у специалистов разные. Нынешние сотрудники КП уверены, что если не покупать новое, а ремонтировать старое оборудование, вложиться в 9 миллионов можно. Старые специалисты утверждают, что проще и дешевле построить новую дорогу.

— Канатная дорога состоит из опор, тросов, механизмов и помещения, в котором они находятся, — рассказывает Владимир Карпенко. – Опоры необходимо менять, они давно находятся в плачевном состоянии. Трос и проработавшие много лет редукторы тоже требуют замены. По сути, там нечего реконструировать, кроме разве что здания.

К слову, в 2011 году, когда курс евро был меньше 10 гривен, специалисты подсчитали, что на такой ремонт потребуется около 6 миллионов гривен.

— Сейчас это миллионов пятнадцать, не меньше, — говорит один из транспортников. – Но чтобы говорить о конкретных суммах, необходимо проводить тщательные исследования. Смотреть, что можно отремонтировать, что восстановлению не подлежит.

Инициатива Погребова реанимировать канатную дорогу выглядит необъяснимо и удивительно. Помните, месяц назад он говорил, что детские спортивные школы обходятся бюджету слишком дорого? Если уж не приносящим доход, но выполняющим огромную социальную роль ДЮСШ намекнули, что они «бюджетные троглодиты», то канатка, являющаяся всего-навсего аттракционом, по логике чиновников, самая настоящая бездонная бочка. Зарабатывать – не зарабатывает, а денег ест — будь здоров.

И еще один настораживающий нюанс: «Горожанину» стало известно, что транспортники срочно оформляют право собственности на земельный участок, на котором размещена канатная дорога, и на имеющиеся там же сооружения. Чем вызвана необходимость готовить документы именно сейчас, толком объяснить не могут. Выгодна канатная дорога только частнику, который откроет вокруг её посадочных площадок на острове и на ул. Дмитрия Донского торговые точки. Дорога будет обеспечивать хоть сезонный, но поток потенциальных покупателей.

Вот и возникает резонный вопрос: разумная заложена в бюджет трата в 9 миллионов на канатную дорогу или не совсем? И второй вопрос: поинтересуются ли депутаты этой строкой бюджета или молча и единогласно проголосуют за бюджет, как они голосовали 29 февраля за всё остальное?

Ольга Фоменко

Газета ГОРОЖАНИН

12.03.2016