ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Субсидии по тарифам ЖКХ для днепропетровцев: красивой сказке приходит конец

зарплата

Как и следовало ожидать, в нищей стране соискателей субсидий оказалось больше, чем прогнозировало правительство…

 

Когда начиналась вся эта вакханалия с катастрофическим повышением тарифов на электрическую и тепловую энергию, воду, водоотвод и особенно газ (причем по отдельным позициям рост составил 200-400%), в правительстве неоднократно заявляли, что субсидии придется назначать для 3-3,5 млн домохозяйств. Теперь же в Министерстве социальной политики заявляют, что субсидии получили более 5,5 млн домохозяйств. В итоге, по данным Государственной службы статистики, в настоящий момент государственный бюджет задолжал за получающих субсидии 14,5 млрд гривен.

Поэтому в правительстве объявили о намерении осуществить, так сказать, прореживание «поголовья счастливых обладателей» субсидий. В одном из телевизионных бенефисов Яценюк уже успел назвать это по-умному «верификацией» социальной помощи.

Складывается впечатление, что власть не осознает всей глубины нищеты общества, а скорее всего, делает вид, что не осознает. А ведь, по данным ООН, 80% граждан Украины оказались за чертой бедности, поскольку их доход составляет менее 5 долларов в день. Именно такая цифра считается в ООН порогом бедности. Чтобы было понятно, то по нынешнему курсу это примерно 5500 гривен на члена семьи в месяц. Едва ли такой «высокой» зарплатой могут похвастать многие даже в столице, не говоря уже о провинции!

Итак, согласно методике ООН, около 90% семей нуждаются в субсидиях. Если учесть, что, по данным Государственной службы статистики, в Украине насчитывается 15 миллионов домохозяйств, то субсидии требуются 13,5 миллиона семей. Правда, впечатляет?!

Как заявила министр финансов Наталья Яресько, Государственная фискальная служба, формально входящая в ее ведомство, займется «чисткой рядов» получающих субсидии, каковая  позволит бюджету сэкономить около 5 млрд гривен.

Затем министр выдала «перл», на который просто невозможно не обратить внимания: «Доходы пенсионеров проверить быстро, эти люди есть в базе Пенсионного фонда. А вот по трудоспособным рассылаем запросы, что занимает больше времени».

Подобные высказывания вызывают, мягко говоря, непонимание. Данные обо всех официально работающих точно также имеются в Пенсионном фонде, поскольку из официально выплачиваемой заработной платы удерживается единый социальный взнос, попадающий в Пенсионный фонд.

Что же касается учета, так сказать, «незарплатных» доходов, то условиями заполнения декларации на получение субсидий указание таких доходов было предусмотрено как обязательное. Почему же сейчас о проверке получателей субсидий на предмет получения ими, в частности, процентов по депозитам говорится как о некоей сверхзадаче, если это следовало сделать сразу?

О перерастании мухи в слона

Что же касается «незарплатных» доходов, с которых не взимается единый социальный взнос, то их самым массовым видом являются, несомненно, проценты по депозитам, поскольку дивиденды, роялти и прочие изыски в наших краях — скорее экзотика. Но если серьезно говорить о процентах по депозитам,  налицо то, что называется «бурей в стакане». По данным Нацбанка, средняя величина банковского вклада составляет около 8000 гривен. Даже если допустить, что они размещаются под предельно высокие 24% годовых, то есть 2% в месяц, то «счастливому» обладателю такого вклада в месяц начисляют сумму в размере 160 гривен, которую, к тому же, стараниями Яценюка и Яресько облагают подоходным налогом, составляющим с 1 января 2016 года 18%, а также «военным сбором» в размере 1,5%, то есть на руки вкладчик получит менее 129 гривен.

И вот эти 129 гривен позволят подвести некоторых получателей и соискателей субсидий к черте, которая позволит государству отказать в назначении им субсидии или же отменить таковую, если она уже назначена. Это отнюдь не значит, что данные граждане богаты. Наоборот, в своей массе они были и остаются нищими, но власть сможет «законно» лишить их социальной помощи, в результате чего они еще более обеднеют.

В целом, подобные проверки имеют смысл при некоем разумном проценте льготников в общей численности населения. Если же речь идет о примерно 6 млн домохозяйств, то есть примерно о 20 млн человек, или где-то о половине населения, то  начинает работать знаменитый закон диалектики о переходе количества в качество. Иными словами, имеют место не просто попытки государства вывести на чистую воду «энное» количество так называемых недобросовестных соискателей социальной помощи. Налицо все более возрастающее социальное противоречие между, с одной стороны, стремительно нищающими миллионами граждан, а с другой — государством и олигархами, интересы которых государство выражает, ибо совершенно очевидно, что столь катастрофическое повышение коммунальных тарифов происходит в интересах олигархии, являющейся экономически и политически господствующим классом.

Кроме того, напрашивается еще один более общий, но связанный непосредственно с темой вывод. А именно: при нынешних средних доходах подавляющего большинства граждан страны, а также при нынешних коммунальных тарифах и ценах на продукты питания и товары первой необходимости жить в Украине невозможно!

Еще одна интересная деталь. В Министерстве социальной политики сообщают, что инспектора ведомства постоянно проводят на местах проверку получателей любого вида государственной помощи. Выявленных нарушений не так уж и много. Например, в 2014 году выявлено менее 10 тысяч нарушителей, данных по 2015 году еще нет. Таким образом, особого резерва для экономии бюджетных средств на субсидиях за счет нарушителей в миллиардных размерах не имеется.

Правда, имеется еще один резерв в виде тех, кто в декларациях не указал наличия излишков недвижимости, дорогостоящих предметов, например, автотранспорта, дорогостоящих покупок стоимостью более 50 тысяч гривен, что при нынешних ценах и курсе доллара является не столь значительной суммой, не дотягивающей уже до 2 тысяч долларов. Более того, имеется информация о том, что в ряде регионов по этим признакам уже есть судебные решения, обязывающие конкретных граждан вернуть полученные субсидии. Но и здесь речь идет, как правило, о 2-3 тысячах гривен, то есть особой экономии от этих возвратов бюджет не получит.

Finita la субсидия?

Главная проблема состоит в том, что в реальности количество малоимущих намного больше спрогнозированного чиновниками, а также в банальной нехватке денег. В 2015 году удалось более или менее свести концы с концами за счет инфляционного роста поступлений в бюджет. Как только инфляция немного притормозила, сразу же возникла проблема с деньгами, о чем, кстати, правительство Яценюка предупреждали еще в прошлом году.

В этих условиях правительство Яценюка неизбежно будет искать новые способы сокращения расходов, в том числе на субсидирование оплаты коммунальных услуг. Власть будет всеми правдами и неправдами сокращать как количество, так и суммы выдаваемых субсидий.

При этом, повторим, никто не несет ответственности за обвал гривны и соответствующий инфляционный рост тарифов. Особенно по газу, цена которого привязана к валюте, хотя львиная доля потребляемого населением и коммунальщиками газа добывается в Украине, выкупается «Нафтогазом» у «Укргазодобычи» за копейки, а затем на эти копейки накручиваются огромная рента и некие «бонусы» для «Нафтогаза».

В то же время не задействован такой важнейший резерв снижения расходов на субсидирование, как снижение тарифов, которые исчисляются и устанавливаются, так сказать, «методом беспредела».

Катастрофическое повышение тарифов и столь же катастрофический обвал национальной денежной единицы следует рассматривать как одно из наиболее масштабных государственных преступлений, за которое никто не понес ни политической, ни уголовной ответственности. В свою очередь, последовавшее за этим массовое назначение субсидий явилось аферой, призванной «выпустить пар» недовольства. Ведь необходимость заполнять декларации, собирать справки, занимать очереди в разного рода «присутственных местах» является сильнодействующим, хорошо проверенным и надежным средством отвлечения масс о социальной борьбы за свои неотъемлемые права и законные интересы.

По материалам:

Александр Карпец «фрАза»

20.03.2016