ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Частные медицинские фирмы могут получить право торговать органами погибших людей



Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №2386а-1, который упрощает процедуру получения согласия на пересадку органов и анатомических материалов

 

Проблема…

По действующему законодательству Украины, пересадка органов разрешена только от родственного донора или от умершего неродственного донора, но с согласия его родных.

Законопроект №2386а-1 предлагает каждому украинцу при жизни решать: хочет ли он, случись с ним непоправимое, своими органами спасти другую жизнь? Если подобного «донорского завещания» человек не оставил и у него нет родни, чтобы уточнить этот вопрос, тогда, согласно законопроекту, будет считаться, что он не против, чтобы у него взяли органы для трансплантации.

Согласно пояснительной записке к законопроекту о трансплантации, по предварительным подсчетам, в Украине ежегодно погибают от 40 до 60 потенциальных доноров на 1 миллион населения, что в общем итоге приводит к смерти 10 тысяч больных, которых могли теоретически спасти.

 

…И комментарий

Законопроект комментирует доктор медицинских наук, зав кафедрой психиатрии Медакадемии, экс-заместитель главы ВР по здравоохранению профессор Ирина Дмитриевна Спирина:

— Необходимость изменения национального законодательства в отношении трансплантации давно обговаривается обществом. Но существуют большое число негативных факторов, которые не преодолеваются принятием нового закона. В первую очередь – это недоверие населения к порядку взятия и использования органов умерших доноров. Кроме того, в стране отсутствует достаточное количество медучреждений, которые могут проводить трансплантации. Следует отметить, что государственная информационная система в сфере трансплантологии несовершенна и просто малоэффективна.

Авторы законопроекта №2386а-1 от 04.08.2015 предлагают производить трансплантацию по принципу «бесплатности, за исключением костного мозга». Это означает, что трансплантация костного мозга может оказаться платной?!

Но ведь это противоречит на только ст.49 Конституции Украины, но и нормам нескольких ключевых международных документов в сфере трансплантации, которыми запрещается использование человеческого тела, его частей, органов, тканей как источника финансовой прибыли. Принципы некоммерциализации любых частей тела человека также содержатся в законодательстве многих стран Европейского Союза (Австрии, Бельгии, Греции, Дании, Ирландии, Италии, Нидерландов, Испании, Франции, Швеции).

Согласно статье 13 законопроекта, «у живого донора может быть взят аллотрансплантат только… по согласованию с этическим комитетом соответствующего учреждения здравоохранения». Однако законопроект не содержит ответа на вопрос, кто и как определяет порядок осуществления такого согласования. Получится, что этический комитет будет должен признавать этичным торговлю частями собственного тела (в случае трансплантации костного мозга).

Обращает на себя внимание, что в предлагаемом законопроекте учреждения, осуществляющие трансплантацию и (или) деятельность, связанную с трансплантацией, не обязательно должны быть государственными, как сейчас указано в действующем законе. Эта норма открывает возможность для появления частной трансплантологии со своими «карманными» этическими комитетами, которые будут давать согласие на все, что угодно. И как же это будет соотноситься с основными принципами добровольности и безоплатности?

Проект не обеспечивает защиты прав как реципиентов, так и доноров.

В частности, в нем отсутствует правовой механизм обеспечения доступа реципиентов к информации о наличии донорских органов и других анатомических материалов человека, а также гарантиях их качества. В наших реалиях при дефиците донорских органов повышается риск проявлений коррупции в этой сфере.

Проект содержит большое количество правовых несоответствий и противоречий. Все они подробно указаны в заключении Главного научно-экспертного управления. Скажу одно, что такая путаница и бессистемность в законотворчестве также способствует усилению коррупционной составляющей.

В предлагаемом виде, с большим числом противоречий, закон исполнять практически невозможно, что откроет возможности для избирательного его применения в отношении тех или иных субъектов этой деятельности. А как известно, в мутной воде рыба ловится лучше.

И наконец утверждение авторов, что «реализация проекта закона после его принятия не потребует дополнительных расходов из Государственного бюджета Украины или местных бюджетов», — крайне сомнительное. Ведь создание и ведение электронного реестра, внесение в него данных о согласии или несогласии на донорство, розыск родственников потенциального донора, переговоры с ними и многое другое – это большая работа, которую никто без оплаты выполнять не будет.

Вопрос, кто заплатит – или бюджет, или… — опять повод для коррупции чиновников.

Подводя итоги, отмечу, что принятие закона в такой редакции в настоящее время неактуально. Предлагаемый законопроект существенно не улучшает сложившуюся в трансплантологии ситуацию. Даже приводя законодательство в соответствие с европейскими принципами, начинать надо не с трансплантации органов и тканей, а с введения европейского уровня жизни, европейских зарплат и пенсий, с восстановления доверия граждан ко всем ветвям власти. Не следует забывать и о 100-процентном финансировании государственных программ и реальном обеспечении бесплатности медицинской помощи. И только после этого можно возвращаться к рассмотрению предложенных изменений.

Ирина Спирина

Газета ГОРОЖАНИН

16.09.2017