ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Предлагаемая Украине медреформа: децентрализация наоборот



При всей своей внешней социальной направленности законопроект 6327 нацелен только на «оседлание» финансовых потоков на фоне продолжающейся деградации отрасли здравоохранения…

 

 

 

Заслуженный врач Украины, доктор медицинских наук, завкафедрой Днепропетровской медакадемии профессор Ирина Дмитриевна Спирина комментирует правительственный проект медицинской реформы.

Правительство Украины в качестве приоритетов на осень 2017 года объявило поддержку и принятие реформ — образовательной, пенсионной, медицинской. И если реформа среднего образования уже принята и вызвала шквал критики со стороны правительств европейских стран в связи с существенным ограничением прав национальных меньшинств на получение образования на родном языке, то публичная дискуссия относительно медицинской реформы пока еще не достигла такого градуса накала.

В качестве повода для медреформы её авторы из ведомства Супрун указывают, что существующая система здравоохранения в Украине (модель Семашко) практически не работает и от бесплатной медицины ничего не осталось. Нужно сразу отметить, что нынешнюю систему медицинской помощи в Украине уже сложно называть моделью Семашко, так как хроническое недофинансирование отрасли в течение 26 лет и половинчатые реформы системно ее разваливали. И на сегодняшний день практически развалили.

Без денег ни одна система не работает. Это если бы мы взяли дорогой автомобиль европейской марки, пользовались им на износ и ни копейки не вкладывали в его обслуживание, не меняли бы масло, фильтры и т.п., а потом заявили бы, что этот автопроизводитель выпускает плохие и некачественные автомобили.

Что же нам предлагают в нынешнем варианте реформы (законопроект №6327)?

В первой редакции законопроекта предлагался отказ от бесплатной медицинской помощи на основе софинансирования пациентом и государством вторичной и третичной медицинской помощи. Эти предложения были приняты ВР в первом чтении. Однако, учитывая мнение общественности и экспертов, ко второму чтению из законопроекта полностью убрали упоминание о сооплате, частичной оплате и тому подобном.

Сейчас предлагается введение программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения. Эта государственная программа определяет перечень и объем медицинских услуг и лекарственных средств, полную оплату которых государство гарантирует гражданам за счет средств государственного бюджета Украины согласно утвержденным тарифам. Также предлагается установить объем бюджетных средств для реализации этой программы медицинских гарантий в размере не менее 5 процентов ВВП Украины.

Отмечу, что при внешней социальной направленности законопроекта по медреформе, он носит прежде всего популистский, если даже не откровенно вредительский характер.

Во-первых, финансово-экономическое обоснование законопроекта не дает ответа на вопрос: а хватит ли финансовых возможностей государства для его полноценной реализации? Отсутствует экспертное заключение Министерства финансов Украины с обязательным определением влияния предлагаемого законопроекта на бюджетные показатели. И это при том, что инициатором законопроекта выступает сам Кабинет министров.

Второе. Несмотря на то, что правительство объявило курс на децентрализацию, в случае принятия такого варианта законопроекта о медицинской реформе наступит ручное управление финансами в медицинской отрасли. При этом новосозданный орган центральной власти будет решать: выплачивать деньги учреждениям здравоохранения за лечение пациентов или нет? Чтобы понять, как будет на практике выглядеть эта система, достаточно вспомнить, как работает ручной режим возврата НДС импортерам, когда кто-то получает его быстро, а кто-то ждет около года.

В-третьих, обращает на себя внимание низкое качество законопроекта, о чем официально написали в своем заключении специалисты научно-экспертного и юридического управления Верховной Рады. Большое количество содержащихся в законопроекте законодательных инициатив не согласованы с действующим законодательством Украины. Из-за этого выполнение принимаемого законопроекта ставится под сомнение. Никто не будет выполнять закон, который нарушает множество других законов.

И четвертое. Из текста законопроекта абсолютно непонятно, в каком объеме будет назначен правительством или каким-либо иным органом власти сам перечень и объем бесплатных медицинских услуг. Что войдет в этот список? Какие виды помощи будут гарантированы? Будет ли бесплатной медицинская помощь при родовспоможении, при лечении детской онкологической патологии, при гемодиализе? И заявление о недопущении дискриминации абсолютно не успокаивает, а, наоборот, пугает. Особо пугает то, что список этих услуг будет каждый год пересматриваться, корректироваться, так как он фактически привязан к цифрам принимаемого ежегодно государственного бюджета. При этом, учитывая опыт несвоевременного принятия госбюджета парламентом, отрасль может вообще остаться без финансирования на протяжении больших периодов времени.

Таким образом, при всей своей внешней социальной направленности, законопроект 6327 нацелен просто на «оседлание» финансовых потоков медицинской отрасли на фоне продолжающейся её полной деградации.

Ирина Спирина

Газета ГОРОЖАНИН

 

Митинг в тему

Врачи против реформы

Во вторник в Киеве прошел митинг работников медицинской сферы против принятой ВР в первом чтении медицинской реформы. Сначала большое количество людей собралось у стелы на Майдане Независимости, а потом они длинной колонной выдвинулись к Раде через Крещатик на Грушевского.

На акцию собралось, по примерным оценкам, около четырех тысяч человек. Люди скандируют «Ні реформі без грошей» и «Роботу, зарплату и гідне життя». Медики хотят внесения изменений в бюджет-2018, потому что на предлагаемую реформу не заложено необходимое финансирование для обеспечения конституционного права граждан на бесплатную, качественную и доступную медицинскую помощь. Также медики требуют назначить министра здравоохранения, увеличить медицинскую субвенцию не менее чем на 3,9 млрд гривен, погасить задолженность по выплате зарплаты и своевременно ее выплачивать.

Из-за акции в центре перекрыли ряд улиц. «Ребят на еврономерах побоялись тронуть, а митинг врачей, протестующих против реформ, решили «обезопасить» перекрытием улиц и металлоискателями», — пишет в соцсетях нардеп Алексей Рябчун. А под Кабмином и Радой были установлены фильтрационные рамки против протестующих медиков, там дежурит около 3,5 тысячи полицейских и бойцов Нацгвардии.

 

22.09.2017