ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Детище архитектора Красносельского – ДК Ильича – на своей судьбе проверило, как живется нынче памятнику архитектуры в окружении бизнесменов и чиновников



«Горожанин» попытался разобраться в современном состоянии и перспективах бывшего дворца культуры на бывшей Брянской площади

 

Этот материал месяц назад я начинал писать как тревожно-проблемный, но за ноябрь в судьбе ДК Ильича наметилось сразу два позитивных сдвига: новый собственник обещает ремонт здания и сохранение его культурной ценности. А государственные органы после многолетних проволочек наконец отправили в Минкульт документы на восстановление для здания ДК статуса памятника культуры национального значения.

Создание и история дворца подробно описаны в статьях кандидата исторических наук, одного из лучших краеведов города Максима Эдуардовича Кавуна. Сейчас историк подготовил целую книгу об этом уникальном творении архитектора Красносельского, однако она пока что не издана и ждёт своего спонсора. А мы попытались разобраться в современном состоянии и перспективах бывшего дворца культуры.

 

На руинах цивилизации

Именно такие ассоциации возникают, когда идешь сегодня по пустым коридорам и лестницам дворца, глядя на растрескавшиеся и осыпающиеся от влаги огромные барельефы с изображениями музыкантов, отдыхающих под песню кобзаря крестьян, солдат, склонившихся над книгами детей.

Пол просторного зала давно разгромленной областной базовой библиотеки профсоюзов, имевшей в фонде 181 000 книг, усеян вырванными страницами, карточками каталогов и читательскими формулярами. Глубина падения в варварство осознаётся особенно остро, когда листаешь подобранный формуляр и понимаешь, что именно внуки рабочих с окрестных улиц, когда-то строивших дворец культуры,  читавших стихи Лермонтова, биографию Александра Гумбольдта и произведения Анны Зегерс, сегодня бьют окна в пустом здании и растаскивают металлические детали, самовыражаются на стенах, либо бомжуют и ищут в разгромленном ДК укрытие от непогоды.

Можно уверенно полагать, что закрытие мощного культурного очага на рубеже XXI века, наряду с массовыми  сокращениями на окружающих заводах, сделало этот рабочий район депрессивным и криминогенным. А вот строительство ДК, начатое в 1926 году, наоборот, придало импульс планировавшемуся развитию города в западном направлении, вдоль будущих проспектов Петровского и Калинина.

Была и еще одна причина для строительства Дворца культуры на месте тогдашней Брянской площади. Здесь в ходе революции 1905 года была объявлена «Чечеловская республика», месяц оборонявшаяся от царских войск, в боях с которыми погибли более 20 рабочих. К 20-м годам эти драматические события еще не изгладились из памяти живущих, и первый в городе Дворец культуры задумывался именно как памятник погибшим, «храм рабочей культуры на крови». Открывая ДК, тогдашний председатель горсовета, бывший рабочий-революционер Иван Гаврилов подчеркнул: «мы стоим на святом месте».

Над концертным залом ДК, построенным позже основного здания, работали маститые ленинградские архитекторы – академик Владимир Щуко и его ученик Владимир Гельфрейх (авторы главного павильона ВДНХ и библиотеки им. Ленина в Москве, реконструкции Крещатика, здания СБУ в Киеве). А вот имя автора барельефов в архивах не сохранилось. Зато горожане помнят, что в этом зале выступали Ойстрах и Магомаев, Эдита Пьеха, Махмуд Эсамбаев, Пугачёва и Ротару.

В наиболее грустном состоянии находятся крыша и потолок верхнего этажа, которые обваливаются целыми кусками. Многие крупные трещины и дыры свежие, появившиеся после недавних дождей – их не было еще пару месяцев назад.

— Сюда можно зайти и не выйти, очень много ходов, выходов, переходов, комнат – даже я всего не знаю, — предупреждает один из охранников.

Буквально за три дня до покупки, 17 ноября здание уже не в первый раз попытались поджечь, разложив костёр в библиотеке, но огонь вовремя заметила охрана.

 

История болезни

В 2012 году тогдашняя зам мэра Ирина Зайцева выступила с инициативой в отношении здания ДК — «заставить собственника его снести, чтобы он не позорил Днепропетровск». Однако, заброшенный дворец удалось отстоять – благодаря резонансу и противодействию историков, общественников, архитекторов, городские власти отказались от такой идеи.

Однако для завода содержание здания ДК, даже закрытого, становится всё более тягостным. Сохранилось письмо директора «Петровки» руководителю «Созидателя», строителю Турчину с предложением купить выгодно расположенную недвижимость, однако эта сделка не состоялась.

В 2013 году завод им. Петровского продаёт ДК за одну гривну ООО Атимус — ранее не известной никому фирме, которая не идёт ни на какие контакты не только с историками, но и с городскими службами по охране памятников.

В архивах за 2014 год сохранились четыре письма департамента корпоративных прав горсовета директору этого ООО Оксане Барсаговой, в которых чиновники пытаются заставить собственника исполнить Закон об охране культурного наследия: обеспечить доступ в ДК специалистов для составления Акта технического состояния, составить на памятник охранный договор с департаментом, обеспечить охрану здания для недопущения его разрушения.

Все четыре письма остались без ответа. События развивались предсказуемо – 19 сентября во Дворце произошел пожар, по счастью потушенный.

В 2016 году горсовет пытается заставить уже нового собственника — «Актабанк» — выполнить Акт технического состояния здания, необходимый для внесения его в реестр памятников.

— На данный момент ответов и согласованных материалов в департамент не поступало, — констатируется в письме департамента управлению культуры ОГА от 14.4.2016.

Выглядит тем более постыдно, что на тот момент в обанкротившемся Актабанке уже давно распоряжалась временная администрация Фонда гарантирования вкладов – государственной организации, от которой, казалось бы, можно было ожидать другого отношения, нежели от подставной фирмы-однодневки. Как рассказали нам в Центре охраны памятников, специалисты горсовета составили и передали акт только сейчас, в ноябре 2017 года.

 

«А был ли мальчик»?

Утрата Дворцом статуса памятника архитектуры национального значения, который сейчас приходится восстанавливать заново – вопрос тем более интересный, что является проблемой далеко не единичной. Ранее в Днепропетровске «потеряли» охранные статусы разрушенный застройщиками «Детский мир», гостиницы «Астория», «Украина» (дом Хренникова) и многие другие объекты.

— Он (ДК Ильича. – Авт.) никогда не был памятником, это ошибка, которую тиражируют журналисты, — убеждена Лидия Михайловна Голубчик. – Впервые она закралась, когда работали над исторической частью генплана города в 2007 году, и составляли к нему «Сводный перечень объектов культурного наследия». Среди них указан и ДК, со ссылкой на Постановление Совмина УССР №442 от 6.09.1979 года. Но в электронном тексте этого постановления, опубликованном на официальном сайте, ДК не упоминается.

«Ошибка», однако, впечатляет своими масштабами и давностью. В каталог-справочник «Памятники истории и культуры Украинской ССР», выпущенный тогдашним Минкультом УССР и Институтом Истории АН УССР (издательство Наукова Думка, Киев, 1987 г., ред. академик Пётр Тронько),  включена заметка о ДК на странице 102:

— «Пр.Калинина, 47: ДК металлургов им. Ильича, 1926-1932, архитектор А. Красноселський. Размещается в промышленном районе города. Центральное место занимает театр с залом на 1600 мест (партер и балкон), хорошо оборудованной сценой, вестибюлем, фойе. От него полукругом протянулись два крыла с клубными помещениями, завершенные крупными объёмами аудиторий на 560 мест и спортивного зала». Материалы об архитектурных объектах для справочника, как явствует из вступительной статьи, собирал Государственный комитет УССР по строительству и архитектуре (Госстрой).

В 2010 году, отвечая на запрос, Минкульт с честными глазами отвечает, что ДК Ильича является только «нововыявленным» памятником.

— Нас реорганизовали, и мы не знаем где старые архивы, — отбрыкивалось управление культуры области от неудобных вопросов историков.

Киевский краевед Михаил Борисович Кальницкий, член научно-методического совета Минкульта по охране культурного наследия, поделился с «Горожанином» своим объяснением подобных странностей:

— Официально изъять памятник из реестра можно только в случаях его разрушения. Но, сам реестр появился только в последние десять лет. В советские годы его не было, просто присваивали статус памятника и учётный номер, и вешали охранную доску. И при составлении нынешнего реестра очень многие старые памятники, едва ли не большинство, в него просто не были включены. Чтобы подтвердить их статус, на каждый из них нужно искать документы. А судебная ответственность за разрушение наступает, только если памятник включён в реестр. Поэтому такая ситуация многих устраивает, — говорит Кальницкий.

 

История борьбы

При всех злоключениях, у Дворца Ильича нашлись неравнодушные и активные друзья и защитники. Их работа не ограничилась тормошением всех инстанций, вплоть до президента, многочисленными запросами, обращениями и хождениями на приём. Именно за деньги общественников была изготовлена учетная документация для повторного присвоения ДК статуса памятника. Благодаря кропотливой работе в архивах, а подчас – личным связям, разыскивались те документы, которые чиновники упорно пытались положить под сукно или потерять.

Эти люди, как правило, просят не называть их имён в печати – многие из них по прежнему являются работниками госструктур и действуют не совсем по воле своего руководства. Но именно благодаря им ДК не повторил печальную судьбу больницы №1, «Детского мира» и многих других исторических зданий, от который сегодня осталась только воспоминания. По крайней мере, пока.

— Этот объект будет поставлен на учёт, – обещает Лидия Голубчик. — Вопрос уже рассматривался на научно-методическом совете Минкульта. Сейчас разработана учётная документация, историческая справка, и буквально на прошлой неделе передана в Киев. Раньше требовалась еще предоставить справку об имущественной стоимости, из-за которой была заминка, но в 2016 году её отменили. Сейчас вышла еще одна задержка из-за вопросов декоммунизации – в подготовленных документах пришлось менять адрес, главную фотографию, где был памятник Ленину. Далее за соблюдением владельцем обязанностей по сохранению памятника следит прокуратура, по закону предусмотрены санкции вплоть до отъёма здания.

 

Что дальше: предложения экспертов

— Формальное придание статуса памятника ДК еще не спасает, и вопрос его использования остаётся открытым, — считает Максим Кавун. — Это здание можно было бы использовать для размещения ряда культурных учреждений – библиотек, которые сейчас под угрозой закрытия, потому что на них не хватает помещений. Во Дворце лучший по акустике концертный зал на 1600 мест. Там три крыла, их можно реставрировать по очереди, чтобы избежать единовременных крупных трат.

— Это грандиозный, уникальный объект, у него есть своё предназначение. Архитектура всегда на что-то рассчитана, хотя некоторые объекты со временем своё назначение меняют. Там был и спорт, и студии художественного творчества, разные коллективы – множество людей с разными интересами приходили и могли там найти себя, — говорит доцент кафедры основ архитектуры ПГАСА Сергей Евгеньевич Гонтаренко. — Дворец культуры – это многофункциональный комплекс, у него много возможностей, и нужно подходить с умом, чтобы и получать прибыль, и сохранить его назначение, принося пользу людям. Нужен грамотный менеджмент с идеями, чтобы заправлять таким многофункциональным хозяйством. Это не торговый центр построить в виде большого сарая с полками и продавцами. А разумного подхода, к сожалению,  в нынешнем рынке недвижимости очень часто не хватает.

По словам архитекторов, ремонт фасада дворца особых трудностей и расходов составить не должен – стиль конструктивизма не имеет сложных элементов внешнего декора, как у строений классицизма или модерна. Пока что покупатель – директор киевского ООО Веста Владимир Матузко – предложил городской общественности высказываться, что именно они хотели бы видеть в бывшем ДК, и обещает по возможности учесть в их пожелания.

В этом году исполнилось 85 лет с окончания строительства дворца в 1932  году. И сегодня появилась надежда, что следующий юбилей здание встретит уже с новой жизнью в своих стенах.

Григорий Глоба

Газета ГОРОЖАНИН

04.12.2017