ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Два взгляда на проблему маршруток в Днепре



Профсоюз автоперевозчиков требует полноценную реформу транспортной сети, а горожане уличают владельцев АТП в «лукавой математике» с тарифами

 

Позиция автоперевозчиков

Две недели назад исполком горсовета принял решение, позволяющее увеличить стоимость проезда в маршрутках до 7 гривен, и одновременно создал комиссию по массовой проверке качества перевозок. В большинстве случаев качество это не выдерживает никакой критики, но упор проверяющие сделали на перевозке стоящих пассажиров.

Проверками оказались недовольны и водители, и пассажиры. Первым не нравится перспектива оплачивать штрафы, а вторым – опаздывать на работу и учебу. А в профсоюзе автоперевозчиков назвали эти проверки показушными, не способными повлиять на ситуацию в принципе.

— Комиссию возглавил Руслан Мороз – человек, не имеющий никакого отношения к транспорту и транспортной инфраструктуре, — возмущается председатель профсоюза Михаил Тонконогий. – Сегодня эта комиссия осуществляет проверки транспорта на жилмассивах. Направлены они якобы на то, чтобы приструнить нерадивых перевозчиков и упорядочить транспортную систему Днепра. Хотя любой, кто хоть чуть-чуть разбирается в транспортной системе, скажет, что порядка можно добиться только реформой сети, а не этими показушными проверками.

По словам Михаила, в дни, когда проводились проверки на линии, пассажиры обрывали телефоны АТП с жалобами на то, что не могут уехать. Проверки сбивают график движения маршруток.

— Транспортная система города не реформировалась порядка 10-15 лет. То, что мы имеем сейчас, перевозка стоячих пассажиров сверх нормы, — это, к сожалению, вынужденная мера. Поверьте, водители не горят желанием перевозить пассажиров больше, чем это позволяет техпаспорт транспортного средства, — уверяет Михаил. – Но, во-первых, водителей катастрофически не хватает, а во-вторых, действующая транспортная система построена на маршрутках и автобусах средней вместимости. Про автобусы большой вместимости, когда разрабатывали транспортную сеть, тогда еще никто не вспоминал.

Сегодня крайне необходимо грамотное реформирование транспортной сети.

— Нужно привлекать экспертов в транспортной отрасли, обозначать вектор развития. А у нас вместо этого занимаются обыкновенной показухой, — уверен Тонконогий. – Вот буквально сегодня едет по жилмассиву маршрутка с двумя стоящими пассажирами. Ее останавливают, и тут оказывается, что количество стоящих пассажиров соответствует техпаспорту. Один из членов комиссии расстроился и принялся придумывать, за что можно выписать протокол водителю маршрутки. Это же ненормальность какая-то! Проверка ради проверки.

Михаил Тонконогий сказал, что транспортники готовы к диалогу и чуть ли не умоляют руководство города начать заниматься реформированием транспортной сети.

— Мы готовы к реформированию, так как понимаем, что изменения необходимы. Но хотим, чтобы в городском совете понимали, что реформа – это не две недели, ни месяц — даже за год её не осуществить. Ее нужно написать, нужно провести исследования, заняться практической работой, вынести на суд общественности. Только в таком случае они смогут реально улучшить ситуацию в городе, — считает Михаил.

Если комиссия ловят водителя, у которого в салоне больше пассажиров, чем это допустимо, ему выписывают протокол со штрафом в 170 гривен. Немудрено, что водители стали убегать от комиссии. Узнав об этом, мэр Борис Филатов пригрозил перевозчикам расторжением договора.

— Проверки и штрафы этой проблемы не решат, нужна реформа. А такими проверками мэрия добьется разве что массового увольнения водителей. У нас на будущей неделе встанут две машины, водители уезжают на работу в Чехию, — говорит Михаил. – И если в мэрии думают, что в один день можно заменить маршрутки большими автобусами, то нет — нельзя. Покупку одного автобуса нужно отбивать много лет!

 

Пассажир с калькулятором

Горожанин Владимир Савельев уличил автоперевозчиков в дутых цифрах при расчете повышения тарифа на перевозки людей в городе.

22 марта  появилась информация о расчётах цен на перевозку пассажиров в нашем городе. В первую очередь я поинтересовался маршрутами с левого берега, на которых езжу сам. И у меня возникло несколько вопросов.

Первое, что особенно бросается в глаза даже без расчёта по затратам на ГСМ, аккумуляторные батареи, шины, оплату труда водителей, техобслуживание и ремонт машин, амортизацию автобусов, административные затраты, — это загрузка наших маршруток.

Коэффициент заполнения салона автобуса на многих маршрутах — меньше единицы. Хотя редко встретишь маршрутку, перевозящую пассажиров с пустыми местами. Даже днём, в промежутке с 12 часов до 15. Перевозчики сознательно упускают такой показатель, как реальный коэффициент сменяемости пассажиров на маршруте.

Пассажиры сели на проспекте Мира в количестве 21 человек и точно в таком же количестве они вышли на Тополе. Вы в это верите? Я лично нет. Во-первых, маршрутки не уедут, пока полностью не заполнят все места. Во-вторых, по пути следования высаживаются и подсаживаются пассажиры. У многих перевозчиков, на мой взгляд, очень странные цифры.

Необходимо применять коэффициент сменяемости пассажиров в салоне транспортного средства, а перевозчики этого не делают. Например, на 38-м маршруте высчитали себестоимость перевозки 1 пассажира с учётом рентабельности 7,97 гривны. В их расчёте указаны «Богданы», хотя на маршруте ездит только один такой автобус. Средняя вместимость и количество пассажиров — 21 человек. Перевозчики считают, что за день маршрутка перевезла 252 пассажира. А все 10 автобусов 38-го маршрута за месяц (из расчёта 25 дней) перевезут 63000 пассажиров. За год — 756000 человек. Но работает перевозчик в себе в убыток. Странно.

На самом деле перевозчик искажает коэффициенты заполнения салона автобуса и сменяемости пассажиров. По их расчетам, на 38-м маршруте эти коэффициенты равны единице. Но я ни разу не видел даже днем и после 20 часов, чтобы маршрутка уходила с Европейской площади с пустыми местами. В часы пик она уходит в рейс с 19 сидячими и как минимум 12 стоящими пассажирами. По пути следования высаживаются и подсаживаются пассажиры. За один рейс до тупика в маршрутке проехало не менее 40 пассажиров. Даже если учесть работу в межпиковое время, по моим подсчётам, в среднем одна маршрутка за рейс перевозит не менее 35 пассажиров.

Таким образом, за год автобусы этого маршрута перевозят как минимум 1 260 000 пассажиров. Разница между расчётной цифрой перевозчика и реальной получается немалая – 504 000 пассажиров в год. А в расчетах перевозчиков этого полумиллиона пассажиров просто не существует.

Ну а мы можем подсчитать, что фактическая себестоимость перевозки 1 пассажира с учётом рентабельности в 15% получается 4,78 гривны.

Другие примеры — точно такие же. Маршрут №88 Березинкака – Европейская площадь. Коэффициент заполнения салона автобуса 0,933. Коэффициент сменяемости пассажиров не учитывается. Выходит, как сели 42 пассажира в автобус на Европейской, так и вышли на конечной 42 человека. Самый главный критерий — количество перевезенных пассажиров — в расчетах не указан.

Маршрут №36 улица Образцова — Старомостовая площадь. Коэффициент заполнения салона автобуса 0,792. Т.е. строго за рейс перевозится 19 пассажиров. Количество автобусов не указано.

Маршрут №23 ж\м Каменский – улица Глинки. По расчётам, ездят одни «Богданы» (в каком состоянии эти автобусы — это уже отдельная тема). Коэффициенты заполнения салона – 0,6, сменяемости пассажиров на маршруте – 0,55. Выходит, ездят эти «Богданы» всё время полупустыми. Одна маршрутка перевозит за день 209 пассажиров, т.е. за рейс — 20 человек. Ни больше, ни меньше.

Маршрут №107 за рейс перевозит с Левобережного-3 до Тополя -3 строго 24 пассажира при количестве мест 18.

Кто-нибудь в это поверит? Оказывается, да, верят. Верят директор департамента транспорта горсовета Игорь Маковцев и его подчинённые. Они даже меморандум подписали с перевозчиками. Со скандалом протащили стоимость перевозки пассажиров в 7 гривен. Интересно, кто-нибудь из работников департамента смотрел эти расчеты? Думаю, нет.

Что касается общих расходов, указанных в расчётах перевозчиков, то оказывается, перевозчики регулярно производят ТО и ремонт автобусов. Хотя я очень сильно сомневаюсь в этом, видя состояние этих автобусов. Достаточно увидеть транспорт на 23-м маршруте. Кроме этого, есть сомнения, что на маршруты выходит то количество автобусов, которое указано в расчётах. По-моему, их на маршрутах бывает больше.

И ещё один пикантный момент. Уже год как не ездят по Центральному мосту троллейбусы. Многие пассажиры поэтому пользуются маршрутками, переезжая мост. Значит, количество пассажиров увеличилось как минимум вдвое. Но в расчётах перевозчиков этого нет. Департамент транспорта горсовета тоже на это не обращает внимания. И без полноценной транспортной артерии города – Центрального моста — проводит так называемую транспортную реформу, которая выражается в поднятии цены проезда и сокращении городских маршрутов. Прикрываясь при этом лукавыми цифрами перевозчиков.

И последнее. Думаю, чтобы не ломались здесь копья при установлении оплаты проезда, определения направления маршрутов, количества автобусов на маршрутах, надо транспортную реформу в городе начать с ввода электронного учёта пассажиров и количества автобусов. И тогда всем и всё станет понятно.

 

Газета ГОРОЖАНИН

05.04.2018