ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Курс на… металлолом! Детская флотилия Днепропетровска стала сухопутной

Хорошая была школа

Городская флотилия юных моряков и речников, расположенная на улице Московской, существует с 60-х годов. Это внешкольное учебное заведение военно-патриотического направления, в котором воспитывается более 1000 школьников. Летом юные курсанты проходят практику на базе Военно-морской академии имени Нахимова и на кораблях ВМС в Севастополе. Сейчас мало кто знает, но в 80-90-х годах у флотилии было 5 собственных учебных военных кораблей, оборудованных классами и выходящими в учебные походы.

- Идея создания флотилии зародилась в советское время, когда власть действительно большое внимание уделяла детям. И не так, как сейчас, только на словах с экранов телевизоров. Тогда вопрос ставился очень жестко: отвлечь любыми способами детей от улиц, занять их чем-то полезным, - говорит первый начальник днепропетровской детской флотилии Владимир Днепровский.

В 55-м он окончил Ленинградское высшее военно-морское училище подводного плавания, служил на Тихом океане. Демобилизовавшись, вернулся в Днепропетровск, где жизнь свела его с зампредседателя Кировского райсовета - тоже моряком, североморцем. У них и возникла идея создания флотилии. Обратились в горисполком, там согласились, выделили здание на Московской, дали 7 человек штата и буксир «Храбрый». Рекламы по телевизору в те годы не было, Днепровский сам ходил по школам, агитировал ребятишек, так набрали первый курс учащихся. 

Заручившись поддержкой и письмом горисполкома, создатели флотилии отправились к командующему Черноморским флотом. Тот встретил гостей с распростертыми объятиями и дал команду выделить детской флотилии списанный малый противолодочный корабль, который военные моряки пригнали в Днепропетровск, и оборудование для учебных классов. Корабль во флотилии окрестили «Комсомольской правдой».

- Условия обучения, несомненно, улучшились. Новость о работе нашей флотилии распространялась очень быстро. Гороно выделило средства, мы сшили ребятишкам морскую форму, - вспоминает Днепровский. - Знаете, было безумно приятно наблюдать за тем, как детишки даже по городу ходили в тельняшках. В троллейбусе постоянно мелькали бескозырки с ленточками. Я частенько встречаю наших выпускников на встречах, посвященных празднованию Дня военно-морского флота. Узнают, подходят, жмут руку. С теплом вспоминают дни во флотилии.

В 80-е флотилия пополнилась еще тремя кораблями-тральщиками. Один из них пригнали в Днепропетровск с Ладоги. Сейчас во флотилии остался всего один корабль. Тральщик. Но кораблем его назвать трудно: полы прогнили настолько, что подниматься на борт просто опасно.

- Корабли стареют, так же как и люди. Денег же на их содержание последние 20 лет не выделяли. Они ржавели, разворовывались, - грустно говорит Днепровский. - Восстановить корабль, чтобы он смог выходить в рейс, уже невозможно. Единственное, что было бы хорошо и правильно, – поднять его на берег и сделать в нем музей славы. А вообще было бы здорово, если бы флотилию восстановили в ее первоначальном состоянии. Нужно стучаться к министру Ежелю, к руководству Черноморского флота. Авось и подсобят чем, корабли то списываются часто.

Надежды

Патриотическое, да и просто воспитание молодежи - сегодня действительно острая социальная необходимость. И было бы правильно обратить внимание власти на состояние единственного оставшегося во флотилии корабля. Руководство флотилии не знает, как перезимует старый корабль. Скорее всего, пойдет на дно.

- Многие выпускники, активисты обращались к властям с просьбой восстановить корабль. Понимания найдено не было. Восстановительные работы стоят слишком много, тральщик находится в плачевном состоянии, - говорит председатель Союза советских офицеров Владимир Марченко. - Мы предлагаем установить тральщик на набережной, сделать из него памятник. Резать на металл такую реликвию ни у кого рука подняться не должна.

В Союзе офицеров уверены: молодежь должна знать историю своей страны, историю подвигов дедов и отцов. Бездуховность и, как следствие, алкоголизм и наркомания ни к чему хорошему не приводят.

- На первый курс у нас набиралось порядка 400 человек. Летом мы выходили в учебный поход. Курсанты хоть и под нашим руководством, но сами обслуживали все механизмы, несли вахты. Это была настоящая модель военно-морского флота, - вспоминает выпускник флотилии и помощник капитана тральщика Игорь Ткаченко. - 80% выпускников флотилии поступали на флот. Идея создать музей и установить памятник – правильная. Это по-человечески, многие выпускники были бы просто счастливы.

Остается надеяться, что тревогу и надежду общественников разделят в горсовете, а может, и в областной госадминистрации.

Ольга Юдина

Газета ГОРОЖАНИН