ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Недвижимость в движении

29.09.2009


Расшифровку китайского иероглифа, который одновременно означает «кризис» и «возможности», запомнили даже младенцы. Однако сколько раз не произноси «халва», во рту слаще не станет ни разу. Поэтому бросаем говорильню и переходим к действиям.

Рынок

Перед нами - рынок недвижимости во всей его красе. Он был, есть и никуда не денется, просто сегодня он не такой, как вчера. «Не такой» для того, кто понимает, означает «лучше», потому что любые изменения дают новые возможности.
Рынок живет в движении товаров, услуг и денег, нет движения - нет и рынка. Куда, к примеру, делся рынок ипотеки? Он умер, а вслед за ним на грани умирания оказались рынки строительства жилья, купли-продажи вторички, риелторских услуг, страхования. Зато появились новые шансы у рынков жилищного обмена и аренды.
Обмен – мера вынужденная и непопулярная. Если можно без нее обойтись, то лучше так и сделать. Потому что получить от такой операции чувство удовлетворения очень сложно, осадок останется у обеих сторон.
Другое дело аренда. Надо сказать, что во многих цивилизованных странах рынок аренды всегда оживленнее рынка покупок-продаж. Тому есть масса причин, которые можно свести к общему уровню развития цивилизации. Уровень цивилизации - это скорость движения, скорость перемен. Смена работы, жилья, районов, городов и стран на Западе - обычное дело. А у нас один за всю жизнь завод, шахта, контора - это норма. Три-четыре поколения в одном доме и квартире – мечта. Полгорода знакомых и пол-улицы кумовьев – насущная необходимость. И все же реалии таковы, что это мы движемся в сторону Запада, а не Запад в нашу.
Темп жизни растет, и без поездок в другие города уже не обойтись. На повестке дня – суточная аренда. Гостиниц мало, они дорогие и неприветливые, рай для командировочных - отдельная квартира со всеми удобствами. Именно приезжие, а вовсе не любовники, как почему-то принято считать, составляют основную клиентуру для суточных арендодателей.
Конечно, и требования к арендным квартирам предъявляются соответствующие: аккуратный ремонт, добротная мебель, минимальный набор посуды, телевизор, холодильник, микроволновка должны быть обязательно, а дальше все зависит от денег, фантазии и избранной ценовой ниши. На какого клиента ориентироваться, желательно определиться заранее, от этого будут зависеть первоначальные вложения.
Кому хорошо от того, что квартиры, которые ранее крутились на рынке купли-продажи, сегодня простаивают? Никому! Квартиры – такая же кровь экономики, как и деньги: они могут ее ускорять и оживлять, а могут висеть на ее шее балластом. А для запуска такого движения почти ничего, кроме известной творческой инициативы, и не требуется.

Клиенты

Главный вопрос в этом бизнесе, впрочем, как и в любом другом, - клиенты. Их ищут с помощью объявлений в газетах и Интернета, через знакомых и наружную рекламу, но эффективность может быть низкой. Лучше иметь в качестве партнеров своих людей в гостиницах, учебных заведениях, на предприятиях, в театрах, бизнес-сообществах. Вашими клиентами будут командированные на заводы и компании, и клиенты эти постоянные, а значит, вам пригодится знакомство с секретарем руководителя или администратором. Учебные заведения принимают заочников и слушателей различных курсов, которых интересуют и общежития, и съемные квартиры. Приезжающие на гастроли артисты, лекторы, тренеры, участники выставок, ярмарок и прочих торговых мероприятий тоже где-то живут. В Днепропетровск прибывают на лечение, отдых, учебу, посещение достопримечательностей и святых мест, на семинары, выставки и разные другие мероприятия. Подобных ниш можно найти множество. Когда подстроитесь под определенный контингент, будет понятно, как вам оборудовать для них квартиру.
Но арендных квартир у вас должно быть несколько, иначе, раз-два натолкнувшись на «занято», клиенты вас забудут. Но начать можно и с одной, установив при этом контакты с такими же одиночками. С «многоквартирщиками» вы особо не сдружитесь, они за счет развитой инфраструктуры быстро сделают ваших клиентов своими.

Квартира

Если лишней квартиры у вас нет, надо ее снять на длительный срок. Хорошо, если она уже оборудована, если нет - попробуйте договориться о ремонте в счет аренды. Скрывать от хозяев род вашей деятельности не стоит, надо лишь добавить в договор пару пунктов об ответственности и контроле. Неплохо квартиру застраховать, в том числе и гражданскую ответственность перед соседями. Сдавать квартиру лучше по договору, который нужно сделать максимально простым и кратким.
Налоги платить надо, тем более что это не так уж сложно или дорого. Единый налог обойдется вам ежемесячно в 200 гривен. Уборку после гостей сначала будете делать самостоятельно, а потом и с помощниками определитесь. Присмотр за квартирой со стороны соседей тоже не помешает, для этого придется с ними немножко поделиться. Со временем они могут превратиться в ваших администраторов и коридорных - с приемом и выдачей ключи, во всяком случае, справятся.

Начало

Начинать всегда страшно, тем более вкладывать собственные деньги, которых может и не быть. Поэтому начинайте с работы на кого-то из хозяев: позвоните по телефонам в объявлениях о посуточной сдаче и предложите свои услуги в качестве горничной или агента. Горничная получает зарплату и видит, в каком состоянии квартира остается после гостей, сколько труда и денег стоит привести её в первоначальный вид. Агент ищет клиентов и получает комиссионные от хозяина. При этом он учится, нарабатывает собственную клиентскую базу и видит, какие квартиры и где более востребованы. Кстати, может быть, вам так понравится быть агентом, что вы им и останетесь. Работа творческая, свободная и не пыльная. Вообще - это основа для создания собственного арендного агентства или гостиничной сети.
Вокруг суточной аренды можно развивать и другие бизнесы. Клининговое агентство (уборка квартир и офисов), прачечная, чистка ковров, доставка билетов и продуктов, приготовление еды, ремонтные и дизайнерские работы, изготовление и ремонт мебели, продажа б/у техники и ее ремонт, поставка расходных материалов для кухни и ванной, организация экскурсий, продажи сувениров, посещений зрелищных мероприятий. И так далее, почти до бесконечности.
Когда на любом из рынков начинается движение, это всегда приводит к развитию соседних рынков, людских ресурсов, семейных экономик, страны. Кто сказал, что все это надо делать из Киева? Локальный очаг движения можно возбудить где угодно. Когда такие очаги сольются, получим море творчества, достатка и радости. А в конечном итоге мы ведь этого и хотим, верно?
Боитесь начинать самостоятельно? Хотите найти партнеров в этом деле? Звоните, соберем коллектив единомышленников, организуем учебу и практику.

Сергей Ждан,
руководитель Центра финансового здоровья
797-17-30
uainvestor.ucoz.ru

газета ГОРОЖАНИН