ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Санстанция в Днепропетровске: быть или не быть?



В Минздраве в очередной раз решили, что этот вопрос требует «немедленного решения»

 

Сложилась парадоксальная ситуация: в стране некому контролировать санитарные нормы и заниматься предупреждением эпидемий.

Когда в сентябре 2014 года принималось решение о реорганизации (а по сути – о ликвидации) Государственной санитарно-эпидемиологической службы (СЭС), предполагалось, что функции СЭС разделят между собой два ведомства: Минздрав и Министерство аграрной политики. Контроль и надзор за качеством продуктов должна была осуществлять новая структура — Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей — Госпродпотребслужба (она начала работать только в феврале 2016 года). А вопросами вакцинации населения, профилактики и мониторинга заболеваемости — созданный при Минздраве Центр общественного здоровья. Он рассматривался медиками как база для усиления функций эпиднадзора за инфекционными и неинфекционными заболеваниями. Но на сегодняшний день такой структуры все еще нет. А СЭС фактически прекратила работу, поскольку она не имеет функций контроля и реализации государственной политики, обусловленной в законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

На прошлой неделе в Минздраве прошло очередное совещание, касающееся создания Центра общественного здоровья и реорганизации Госсанэпидемслужбы. На нем чиновники констатировали, что «ныне существующие одиночные элементы системы общественного здоровья не могут ответить должным образом на растущее бремя неинфекционных заболеваний. Система общественного здоровья, которая существует сегодня, является нескоординированной, институционально распыленной. И даже те незначительные выделяемые ресурсы расходуются крайне неэффективно: в основном используются для содержания устаревших систем, а не их модернизации и сконцентрированного использования».

В очередной раз в министерстве отметили, что вопрос создания центра требует немедленного решения «с целью обеспечения развития системы общественного здоровья и формирования устойчивой системы эпидемиологического надзора в Украине».

Существует некая экспертная группа, которая уже наработала проект Концепции развития системы общественного здоровья. Сейчас он находится на этапе доработки с учетом предложений и замечаний, поступивших в ходе общественного обсуждения.

Также сейчас ведется работа по формированию структуры и штатного расписания государственного учреждения «Центр общественного здоровья МОЗ Украины» и их согласования с учреждениями и предприятиями, которые реорганизуются. Всё это сопровождается бюрократической неразберихой и скандалами.

Например, в Верховной Раде не одобряют те методы «реформирования», которые избрал Минздрав, и в профильном комитете ВР требуют, чтобы министерство выполнило решение суда, в котором сказано о необходимости остановить реорганизацию теми методами, которые разрушают СЭС и другие учреждения здравоохранения.

— Следует учитывать, что чиновники в проектах пишут одно, а делают другое. Есть решение апелляционного суда, которое Министерство здравоохранения обязано выполнять, оно касается и судьбы СЭС, и приказа №604 о создании Центра общественного здоровья. Но руководство Минздрава его откровенно игнорирует, — говорит заместитель председателя комитета ВР по вопросам здравоохранения Олег Мусий. — Когда объединяют более 40 учреждений, большинство из которых не имеют никакого отношения к общественному здоровью, возникает логичный вопрос: для чего все это делается?

По словам Мусия, руководство министерства, похоже, намерено уничтожить «всё, что есть хорошего, эффективного в системе здравоохранения», о чем нардепы проинформировали президента, премьер-министра и Генеральную прокуратуру.

По его мнению, прикрываясь созданием центра, чиновники готовят распоряжение о ликвидации учреждений, которые якобы должны объединять. «Такая практика, к сожалению, очень распространена», — посетовал Мусий.

— Настораживает и то, что Центр общественного здоровья возглавит инфекционист, занимающийся исключительно вопросами ВИЧ-СПИД. Складывается впечатление, что все общественное здоровье сводится лишь к этой проблеме, а остальные направления и проблемы останутся без внимания, без поддержки и финансирования. Выход, по мнению членов нашего комитета, в том, чтобы законодательные инициативы готовились в парламенте. А министерство, как орган исполнительной власти, вернулось к выполнению своих непосредственных обязанностей. Потому что инициативы Минздрава по созданию новых структур приводят не только к ликвидации действующих учреждений, но и к разрушению медицины в целом, — заявил заместитель председателя комитета ВР по вопросам здравоохранения.

Таким образом, по мнению профессионалов, функции Центра общественного здоровья практически совпадают с теми задачами, которые многие десятилетия выполняла СЭС, а инициативы Минздрава по созданию подобных структур способствуют разрушению медицины в целом. В чем же тогда суть реорганизации санэпидемслужбы? В новом названии?

 

Мнение

Мы пообщались с медиками Днепропетровска, расспросили о том, как изменилась ситуация после ликвидации СЭС и нужно ли, по их профессиональному мнению, возвращать эту службу.

Практически все мнения совпали – СЭС нужно возвращать, но не в том виде, в котором она функционировала до реорганизации. Чтобы структура действовала более эффективно, необходимо сократить ее разрешительные функции (коррупция в данной сфере вызывала множество нареканий), а сделать акцент на образовательно-просветительских. Также необходимо интегрировать представителей СЭС в лечебные учреждения в качестве врачей-эпидемиологов.

Пока что ужасающих последствий реорганизации СЭС нет. Но, как говорят медики, происходит снижение иммунной прослойки (количества вакцинированных детей), что в будущем приведет к ухудшению эпидемиологической ситуации.

 

Контролировать некому

Особенно сложная ситуация сложилась с вакцинацией населения, за которую ранее отвечала именно СЭС. По информации и.о. начальника ГУ Госсанэпидслужбы в Днепропетровской области Нели Сальковой, на сегодня больницы области не обеспечены вакциной для профилактики дифтерии, коклюша, столбняка.

— Этой вакцины сегодня в Украине практически нет. Также существует дефицит вакцины БЦЖ (против туберкулеза), — говорит Нели Салькова.

только в конце апреля Днепропетровская область получила партию вакцины КПК (для профилактики кори, паротита и краснухи). Ею больницы области обеспечены на 34%. До 1 июня планируются поставки вакцин БЦЖ. Вакцина от дифтерии, коклюша, столбняка сейчас только регистрируется в Украине. Вакциной для профилактики вирусного гепатита группы Б область обеспечена на 10%, полиомиелита – на 30%.

Из-за сложной ситуации с вакцинами от бешенства, в 2015 году впервые за 25 лет в Днепропетровской области было зафиксировано 2 случая заражения бешенством людей. В 2016 году зафиксирован еще 1 такой случай.

— Перебои с поставкой этой вакцины были, — говорит Нели Салькова. — Но сказать, что ее вообще не было, нельзя. В конце 2015-го — в начале 2016 года облздрав перераспределял эту вакцину между лечебными учреждениями в случае потребности. На сегодня в области имеется 3600 доз. Если вы просто так обратитесь в больницу Днепропетровска, там этой вакцины не будет. Но в случае экстренной необходимости ее могут взять из Кривого Рога и поставить в Днепропетровск.

Кстати, в апреле больницы Кривого Рога за средства местного бюджета купили 2900 доз вакцины от бешенства. До этого, на 1 апреля, в области ее оставалось совсем немного: чуть больше 600 доз. Днепропетровск пока таких покупок не делал, но есть надежда, что сделает.

Юлия Рудая

Газета ГОРОЖАНИН

 

Письмо в тему:

Депутат – премьер-министру: «Сейчас только от вас зависит, будем мы жить, как люди, или погрязнем в нечистотах»

 

Депутат Новокодацкого (Ленинского) районного совета V-VII созывов Владимир Сергеевич Кружко написал открытое письмо премьер-министру Гройсману в защиту СЭС.

Уважаемый Владимир Борисович!

Ко мне обратились мои избиратели – жители ж/м Покровский (Коммунар) Новокодацкого района г. Днепропетровска с жалобой на отсутствие предупредительного санитарного контроля в районе, как следствие — существенное ухудшение санитарной обстановки в местах их проживания с требованием вернуть все, как было.

В Украине уже несколько лет идет процесс реформирования государственных структур с красивым названием «оптимизация», который коснулся санитарно-эпидемиологической службы Украины, в частности СЭС Новокодацкого (Ленинского) района.

СЭС бывшего Ленинского района была оптимизирована (ликвидирована) согласно приказу МОЗ Украины №176 от 21.09.2012 «О ликвидации бюджетных учреждений и организаций, принадлежащих МОЗ Украины». Вместо нее была создана новая структура – Госсанэпидслужба, которая в свою очередь была присоединена в области к организации, не имеющей к СЭС никакого отношения, – ветеринарной службе.

Этого чиновникам показалось мало. Для полного уничтожения СЭС ее совместно с Государственной инспекцией по защите прав потребителей и снятой с довольствия государства фитосанитарной службой вливают в органы Госпродпотребслужбы (Постановление КМУ №871 от 28 октября 2015 года). Все, точка. СЭС умерла. Почти одновременно была убита дезстанция. Реформу ради реформы соорудили, отрапортовали и умыли руки. Но хоть бы кто подумал: а что же дальше?

А дальше, по моему мнению, нас ждет безрадостное выживание на фоне воспрянувших духом педикулеза, чесотки, гепатита А-В, острых кишечных инфекций, лептоспироза, переносчики которого – крысы. Эти грызуны уже начали осваивать квартиры верхних этажей многоэтажек. Бездомные собаки, зараженные бешенством от лис в лесопосадках, множатся с бешеной скоростью. Разрекламированная стерилизация не является панацеей от собачьей агрессии и собачьих укусов. Прогрессируют ВИЧ/СПИД, туберкулез, лечебное отделение которого живет и здравствует в Новокодацком районе, на территории 2-й городской больницы, рядом с родильным домом и индустриальным колледжем. Присутствует напряженность вокруг рассадника туберкулеза – 89-го исправительно-трудового учреждения строгого режима (ж/м Западный). По туберкулезу Днепропетровск – в «почетной» тройке лидеров.

Из-за отсутствия в районе необходимого оборудования, специалистов-вирусологов, способных высеять штамм гриппа А (H1N1), отсутствия в районе главного санитарного врача нет достоверной информации о людях, инфицированных вирусными болезнями, информации о смертельной степени опасности для них самих и для социальной среды их обитания, о негативных последствиях заражения, об эффективных методах его предупреждения.

А в это время, по неофициальным сведениям, в мире уже начали проявляться пока единичные случаи вирусного гриппа – H3N2, в странах Латинской Америки – вируса Зика, заражение которым происходит в геометрической прогрессии и может перерасти в пандемию, в Африке возрождается вирус Эбола… Нет гарантии, что и эти, и другие, не упомянутые мною, но не менее опасные источники инфекций пересекут рано или поздно границы нашей Родины, города, района, ухудшая здоровье граждан и укорачивая им жизнь. Гарантом нашей безопасности может быть только СЭС как отдельная самостоятельная функционально-административная единица.

Основная функциональная обязанность СЭС, необходимая для нормальной жизнедеятельности района, – профилактика заболеваний на местах, предупредительный и текущий санитарный надзор, направленный на поддержание здоровья и продление жизни наших граждан, выявление причин инфекционных заболеваний и организация заслона проникновению вирусных инфекций.

Провожу аналогию – основная функциональная обязанность возглавляемого вами правительства, руководителей каждого участка вертикали власти, депутатов всех уровней – забота о людях, защита полноправных граждан независимой унитарной Украины. Это мы обещали перед выборами своим избирателям. Нашими же общими усилиями, силами общественных организаций, общественного контроля, исключая нарекания в адрес СЭС о незаконных поборах, следует попросить возвращенную СЭС, как и любую другую организацию, осуществлять свою деятельность в правовом поле – жить на зарплату, предусмотренную законодательством и подтвержденную декларацией о доходах.

Считаю, мягко говоря, неправильным то, что в настоящее время специалисты-профессионалы, выпускники санитарно-гигиенических факультетов мединститута оказались без работы, но их еще можно собрать под крышей ныне пустующего здания СЭС Новокодацкого района под руководством новоназначенного главного санитарного врача.

К сожалению, проблему на местном уровне решить невозможно, поэтому я от имени своих избирателей решил обратиться к вам. Убедительная просьба — поручить соответствующим службам рассмотреть мое обращение, коллегиально обсудить его и, пока еще не поздно, оказать действенную помощь по возврату санитарно-эпидемиологических станций, дезактивационных станций в города и районы городов, в частности в один из самых больших по протяженности и по численности городских районов Украины – Новокодацкий район города Днепропетровска.

Звонок в виде свиного гриппа в этом году уже прозвенел, вирусы мутируют и атакуют!

Вы – профессионал, специалист в своем деле. У вас имеется огромный опыт руководителя крупного города. Примените его на практике. Сейчас только от вас зависит, будем мы жить, как люди, или погрязнем в нечистотах.

С уважением

Владимир Кружко

31.05.2016