ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Мостострадательное — 2. Чем закончится городской долгострой – ремонт Центрального моста



Как выяснилось, сложные работы по замене и реставрации изношенных балок можно проводить без перекрытия движения по мосту, достаточно четырех часов ночью

 

О непонятных проблемах с затянувшимся ремонтом центрального моста города «Горожанин» писал в прошлом году: сначала в материале Мостострадательное, где мы пытались понять — зачем и почему мэрия прикрывает недобросовестных подрядчиков. Затем мы проанализировали аргументы городской власти, которая опять таки прикрывала подрядчика с помощью притянутых за уши технических аргументов: Мостовая драма и комедия в Днепре. И вот новый виток непонятного развития событий…

 

Август закончился…

С середины нынешнего лета многие горожане ждали неизбежной напасти, о которой их предупредили официальные лица мэрии Днепра. Речь шла о том, что с августа на два месяца планировалось полное перекрытие движения транспорта на ремонтируемом Новом мосту. Ведь ремонт должен быть закончен уже в этом году, а за вторую половину моста ремонтники еще и не брались, по ней ходит транспорт.

В середине июня официально предупредил горожан вице-мэр по коммунальным вопросам Михаил Лысенко.

— Полностью мост будет перекрыт сроком на два месяца ориентировочно с 1 августа. Об этом сообщим заранее и дополнительно, — пообещал Лысенко.

А мэр города Борис Филатов — тот даже уточнил, что мост перекрывают полностью именно в августе, пока автомобилисты разъехались в отпуска. Так и написал на своей странице в соцсетях:

«В июле и августе, в период отпусков, мост будет перекрыт на два месяца полностью. Пожалуйста, простите за неудобства».

Но август закончился. И судя по отсутствию каких-либо объявлений, до полного закрытия моста дело пока не дошло.

Я искренне не знаю, каков там утвержденный график работ на мосту. Но очень надеюсь, что с этим графиком, а также с фактическим отставанием-опережением работ ремонтников хорошо знакомы в мэрии. И контролируют процесс не так, как в прошлом году.

Память подсказывает, что летом 2017 года на мост внезапно пришла делегация депутатов из транспортной комиссии горсовета и увидела тогдашний график работ, который, по нелепой случайности, открыто висел на стене прорабского вагончика. Отставание от графика по некоторым позициям составляло огромные сроки – от пары недель до полутора месяцев. Депутаты удивились и возмутились.

Летом 2017 года депутатская комиссия посетила мост и очень огорчилась

В ответ началась серия пресс-конференций в мэрии, на которой вице-мэр Лысенко и секретарь горсовета Санжара зачем-то усердно отмазывали того старого подрядчика: мол, ремонтники столкнулись с техническими препятствиями непреодолимой сложности, но всё идет по графику, к зиме ремонт моста закончим. Главный аргумент заключался в том, что вопреки проекту работы получались очень сложными и в гораздо большем объеме, нежели было запланировано, поскольку техническое состояние моста катастрофическое. «Горожанин» тогда подробно освещал эту историю, подметив несовпадения и разночтения в позициях заказчиков и исполнителей многострадального ремонта.

Дальнейший ход событий вы помните. Спустя буквально месяц после той серии пресс-конференций прокуратура, обвинив подрядчика в подмене стройматериалов и отмывании бюджетных средств, передала материалы следствия в суд. А ремонт перешел на следующий год.

Неужели история повторится и в этом году? Когда подрядчики перекроют мост полностью и приступят к ремонту его второй половины?

 

Новые технологии?

Дальнейшая история «перекрытия-неперекрытия» моста для нужд ремонта выглядит несколько фантасмагорически. Для начала уточним, что, по мнению мэрии, работа предстоит объемная.

— На неотремонтированной стороне моста заменят аварийные балки и проведут «лечение» более 65 балок, — рассказывал в своё время Михаил Лысенко.

Вы же понимаете, что работа такой сложности несовместима с движением транспорта по мосту. Но, оказывается, её можно сделать быстрее чем за три месяца, если применить новые технологии.

— Совместно с проектировщиками и подрядной организацией найдено новое инженерное решение, которое позволит сократить полное закрытие Центрального моста для транспорта с трех месяцев до двух недель, — вдруг заявил Михаил Лысенко на своей странице в Фейсбуке.

Новость прекрасная. Только относится она к прошлому году. И слегка удивляет, что этим инженерным решением в прошлом году не воспользовались. Может, в этом году воспользуются? И тогда становится абсолютно понятным и мотивированным то, что мост до сих пор полностью не закрыли.

Но технологии, оказывается, не стоят на месте. Во всём, что касается нашего многострадального моста, они вообще развиваются скачкообразно. В конце прошлой недели Михаил Лысенко вдруг сообщает: полностью перекрывать движение по мосту для его ремонта… вообще больше не планируют.

Мы нашли с подрядчиком решение, которое позволит не перекрывать мост. В некоторые дни мост будет перекрыт ориентировочно с часу ночи до 5 утра. Это будут какие-то определенные дни, то есть все горожане будут знать, что, скажем, в понедельник, среду, пятницу с часу ночи и до пяти утра мост полностью перекрыт. До конца этого года мост будет сдан в эксплуатацию, то есть до 25 декабря мы планируем завершить все основные работы, — заявил вице-мэр.

Как так? Неужели заявленные ранее «огромные», «очень сложные» и «крайне необходимые» работы по реанимации моста можно сделать за 4 часа ночью? Да еще и не каждую ночь? И замену балок (количество неизвестно) и «лечение» еще 65 балок? Куда же вдруг пропали все анонсированные ранее технические трудности?

 

Вести с моста

О том, как сегодня идет ремонт на мосту, давеча рассказали журналисты «Деталей» на 34 канале. Рабочие уверяют, что они работают не покладая рук. И просят не отвлекать их от работы. Ремонтники немногословны, а вот водители с другой стороны моста за словом в карман не лезут. Накипело!

— Долго, очень долго… Когда закончится, никто не знает, — говорит один водитель.

— Я думаю, что за полтора года можно было привести хотя бы одну секцию в порядок… Дальше уже многоточие, можете «запикивать», — добавляет другой.

— Ужасно, очень долго, но не знаю, по результатам будет видно, — резюмирует третий.

Транспортные пробки здесь – ежедневная и обыденная картина. Тянучки то с одного берега, то с другого, это зависит от времени дня. Но чиновники настроены оптимистично. Впрочем, как и в прошлом году.

— Я думаю, что новый подрядчик справится со своей задачей. Мы планируем в этом году закончить автодорожную часть данного моста, — заверяет начальник управления инфраструктуры городского департамента благоустройства Петр Шматченко.

Стоимость ремонта моста за год существенно выросла. Первоначально планировали потратить 170 миллионов гривен. Теперь же суммарная стоимость работ оценивается в 250 миллионов. Окончательная ли эта цифра? И откуда она берется?

— К сожалению, существуют работы, которые инструментальным, визуальным или другим способом определить нельзя. Некоторые проблемы вылезают только после того, как вскрывается дорожное покрытие, когда поднимаются балки, пролетные конструкции, — объясняет вице-мэр Лысенко.

Так ли это безысходно, как кажется вице-мэру? Ведь опыт текущего ремонта Центрального моста у города есть, трудности и проблемы были точно такими же, но работы были выполнены в очень сжатые сроки. Почему бы не воспользоваться старым опытом? О нем в следующей главке рассказывает бывший пресс-секретарь мэрии Татьяна Мазниченко.

 

Почему тогда получилось?

«Откройте мне веки и покажите того человека, который считает, что ремонт Нового моста делается впервые с 1966 года, — пишет Татьяна Мазниченко. — Вот один из сайтов в 2016 году под заголовком «Новый мост: в двух шагах от катастрофы» написал: «Бывший начальник мостоотряда №12 Иван Ольховик был одним из руководителей строительства Центрального моста. Он не раз обращался в горисполком еще во времена И.И. Куличенко с информацией об аварийном состоянии сооружения. Но достучаться до городских властей не удалось и по сей день». Скажу коротко: ложь. В 2003 году газетные материалы выходили примерно под такими же заголовками: «Техногенная катастрофа… которую успели предотвратить». Похоже? «Никогда такого не было» и вот опять. Было! Манипуляторы сознанием пользуются короткой памятью горожан, а люди ведутся…

Итак, напоминаю: работы на Новом мосту начались в 2002 году. Когда начали вскрывать слои асфальта, гидроизоляции, оба выравнивающих слоя, то действительность оказалась страшней самых мрачных прогнозов…

Днепропетровские ученые предложили решение, отработанное в середине 90-х годов во время строительного бума в Польше. Конвейер и сотрудничество разных служб был налажен уникальный. Рабочие вскрывали пролет моста. Специальная комиссия изучала реальное состояние конструкций. Группа ученых прямо на месте принимала техническое решение – что и как делать. Создавалась технологическая карта и смета реальных расходов. И так по каждому пролету.

Импортную технологию склейки бетона материалом «сика» предложило харьковское НПО «Альп-сервис». Они тогда выиграли тендер потому, что единственные в Украине имели хоть и небольшой, но реальный опыт работы с этими технологиями. Когда прямо на мосту проводились эксперименты с материалом «сико», на них сбегались зрители как на цирковое представление. Бетонный кубик приклеивали к старой плите и через три дня пытались сорвать его мощными домкратами. Сила воздействия многократно превосходила расчетные нагрузки. Трескался и разрушался сам бетон, а склейка продолжала держать слои.

Перед укладкой новых плит старый бетон с помощью уникальной гидромашины обрабатывали под давлением 280 атмосфер, вычищая его до прочной «живой» поверхности. Поверхность моста получалась и прочной, и износостойкой.

Что делали с нижней частью моста? Под основным мостом строители соорудили временный дополнительный мост, на котором разместили торкретную установку. Это тоже импортная техника и технология. Машина работает как строительная пушка, укладывая под большим давлением слои «сико» и нового бетона на нижнюю часть моста.

Третья уникальная технология заключалась в том, что впервые в строительной практике был использован новый материал для гидроизоляции мостовых конструкций. Для нашего моста нашли новый резинобитумный материал. Работать с ним было невероятно трудно – требовалась идеально ровная поверхность бетона и высокие температуры разогрева. Однако гидроизоляцию он обеспечивает надежную и долговечную.

Деформационные швы. Дело в том, что любой мост «дышит». За счет суточного перепада температур один 80-метровый пролет, сокращаясь и раздвигаясь, меняет свои размеры на 5-7 сантиметров. Причем каждый слой моста (а их всего семь!) движется по-своему, в зависимости от физических свойств материала. Вот почему в асфальтовом полотне прорезают температурные швы, которые должны быть перекрыты особым (одновременно и прочным, и эластичным) материалом.

Мост открыли 2 июля 2002 года. Через 45 дней после начала ремонта. Но тогда были уложены временные швы, чтобы дать возможность проектировщикам пронаблюдать поведение швов во время перепада температур и таким образом определить, какие постоянные швы необходимы именно для этого моста. В сентябре 2003 года установили постоянные швы – был подобран современный на тот момент тип деформационных швов, который использовался в Европе. Для этого приобрели специальный материал «Тарко». Это мастика, которая дает тысячу процентов растяжения. Кстати, дорожники работали в основном ночью. Так что тренируйте память. Пригодится».

 

P.S. Стало известно, что ремонт моста с сентября станет дороже на 4 миллиона гривен!

Департамент благоустройства и инфраструктуры горсовета через Prozorro объявил дополнительный тендер на капитальный ремонт аварийных балок пролетных строений Нового моста. Тендерные предложения  будут приниматься до 14 сентября, дата тендера — 17 сентября.

Ожидаемая стоимость тендера составляет 4,2 миллиона гривен. Все необходимые работы должны быть выполнены до 31 декабря 2018 года.

 

Газета ГОРОЖАНИН

04.09.2018