ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Тарифы на вывоз мусора в Днепре вырастут сразу в три раза, но бизнес это повышение не затронет



Удивительно, но рассчитаны новые тарифы таким образом, что население города отныне будет… дотировать магазины, рестораны и заводы

 

На прошлой неделе на сайте городского совета появился проект решения исполкома, которым будут утверждены новые тарифы на вывоз бытовых отходов в Днепре.

В проекте решения исполкома указаны новые тарифы для трех категорий потребителей: населения, бюджетных организаций и «других потребителей» (так обозначаются субъекты хозяйствования, т.е. бизнес).

В настоящее время тариф на вывоз ТБО для населения составляет 35 гривен за кубометр, для бюджетных организаций – 47,25 гривны за кубометр, для других потребителей – 70 гривен за кубометр. Тариф на вывоз крупногабаритных бытовых отходов для всех потребителей составляет 65 гривен за куб.

Как вырастут тарифы в соответствии с проектом решения исполкома?

Тариф на вывоз ТБО для населения вскоре составит 110,77 гривны за один кубический метр (вместо 35 гривен, рост более чем в три раза!), для бюджетных организаций тариф будет на 5% больше, чем для населения – 115,85 гривны за куб (вместо 47 гривен). А вот для остальных потребителей услуги, т.е. для бизнеса, тариф  не изменится по сравнению с 2011 годом. Было 70 гривен, и останется 70 гривен за кубометр ТБО.

Вы видите логику в таком неравномерном росте тарифов? Мы не видим. Об этой логике мы направили информационный запрос в мэрию и надеемся, что когда руководители городской власти вернутся из загранкомандировки, ответ мы получим и опубликуем. А пока мы обратились за консультацией к специалистам этого рынка, в компанию «Днепркоммунтранс», которая не один год обслуживала весь город, а летом текущего года оказалась не у дел. Получилось коллективное интервью с несколькими сотрудниками компании, которых мы обобщим в одного условного собеседника.

 

Формула тарифа

— Наверное, перед тем как вам что-то сказать по сути вопроса, я позволю себе повозмущаться относительно того, что увеличить тариф на вывоз мусора нужно было давно. Руководство ДКТ неоднократно обращалось к руководству города по поводу увеличения тарифа, но толку – ноль! Мы работали по тарифу, который, на секундочку, не менялся 7 лет! – говорит сотрудник предприятия.

«Бонусом» к низкому тарифу, который сводила к нулю ежегодная инфляция последних лет, шла еще такая проблема, как задолженность населения. Долги, конечно, были всегда. Но с ухудшением экономической ситуации в стране задолженность быстро и стабильно росла.

— Часть населения не платила, не платит и платить не будет. Увы, таковы реалии, — говорит сотрудник ДКТ. — Ну а теперь отвечу на ваш вопрос о справедливости тарифа. Лично мое мнение, как человека, который много лет занимается вывозом мусора, 25 гривен с человека в месяц – это нормальный тариф. Себестоимость услуги — одинаковая для всех — для населения, коммунальных предприятий, частных компаний. Нам же без разницы на самом деле, откуда вывозить мусор — от ресторана «Макдональдс» или от ОСМД «Страна желтых бабочек».

Себестоимость услуги вывоза мусора регламентируется постановлением Кабмина №1010 от 2006 года, которое утверждает Порядок формирования тарифов на вывоз бытовых отходов. Тариф состоит из пяти главных составляющих: затрат на услуги мусорного полигона по утилизации ТБО, зарплаты сотрудников фирмы-перевозчика, стоимости топлива для мусорных автомобилей, ремонта транспорта и его амортизации.

— В этом Порядке много заумных слов, но если объяснять простым языком, то основные составляющие — это зарплата, топливо, утилизация, ремонты и амортизация техники. Это себестоимость в чистом виде, — говорит сотрудник ДКТ. — Но должна быть еще и рентабельность (прибыль).

Кабмин определил, что рентабельность не может превышать 15% от себестоимости услуги, если речь идет о населении и бюджетниках, и 50%, если речь идет о коммерции. Рентабельностью можно играть. Можно поставить для всех одинаковую рентабельность — к примеру, 15%. А можно для всех разную.

Действующие на сегодняшний день тарифы на вывоз мусора сформированы так, что самая низкая рентабельность установлена для населения. Более высокая — в тарифе для бюджетных организаций и самая высокая — для бизнеса. Для чего это было сделано?

— В 2011 году, когда исполком утверждал тариф, тогда еще председателем бюджетной комиссии был депутат Евгений Морозенко. И было решено так: население мы возим с нулевой рентабельностью, чтобы минимизировать тариф для горожан. Бюджетные организации обслуживаем с рентабельностью в 15%. А чтобы не уйти в минус и перекрыть нулевую рентабельность для основной части потребителей — горожан, для бизнеса у нас рентабельность была установлена значительно выше, практически в 50% прописали. В итоге получалось так, что низкий тариф для население дотировался за счет бизнеса, — говорит сотрудник ДКТ.

А новые тарифы мэрия сформировала таким образом, что теперь, наоборот, население будет дотировать бизнес!

 

За счет населения?

— Я не совсем понимаю эту логику нового тарифа. Тариф для коммерции не увеличился вообще. Как был 65 гривен за куб, так и остался на уровне 70 гривен. Практически как было утверждено в 2011 году. И это бред полный — оставлять бизнесу такой тариф! Это противоречит не то что экономике, но и самой банальной логике. В тарифе для коммерции нет не то чтобы рентабельности, там, скорее всего, себестоимость занижена! А это противоречит правительственным правилам формирования тарифа на вывоз бытовых отходов, – говорит эксперт. – Тарифы 2011 года не могут быть рентабельными сейчас, когда цены на все составляющие тарифа увеличились в несколько раз.

С точки зрения обычной логики, если тариф для одной группы потребителей мэрия оставляет на прежнем уровне, то существует возможность оставить этот тариф неизменным и для остальных групп потребителей.

— Смотрите, мусороперевозчик «Жилсервис-2» — это коммунальное предприятие. Подчеркну, что не благотворительная организация, а предприятие, созданное для получения прибыли. Прибыли с тарифом 70 гривен за куб КП получать не будет. Это я вам гарантирую не на 100, а на все 200 процентов! О чем это говорит? О том, что прибыль КП будет получать за счет населения и бюджетников. Как минимум это не очень правильное решение, так как вывоз мусора – это социально значимая услуга. Она должна оказываться регулярно и качественно. А чтобы этого достичь, предприятие должно получать прибыть. В противном случае в какой-то момент предприятие встанет, — резюмирует сотрудник ДКТ.

 

Сомнительный конкурс

На состоявшийся летом городской конкурс мусороперевозчиков не пришла ни одна серьезная фирма. Конкурс был разыгран среди двух городских КП — «Жилсервис-2» и «Жилищное хозяйство Самарского района». Одна из самых главных причин, почему мусороперевозчики не пришли на городской конкурс, — несоответствие действующих тарифов реалиям сегодняшнего дня.

Кстати говоря, ради того, чтобы заменить частных подрядчиков коммунальными, за счет бюджета города пришлось с нуля создавать материальную базу. Эта мусорная «революция» только на первом этапе обошлась городскому бюджету в 70 миллионов гривен — на закупку 6000 мусорных контейнеров и 15 мусоровозов. В дальнейшем расходы будут расти, поскольку 15 мусоровозов физически не могут обслужить весь город, а выбранная модель пластиковых мусорных баков горит и уничтожается вандалами.

Судя по всему, объявляя конкурс мусороперевозчиков, в мэрии вообще никто не имел представления о том, какова себестоимость услуги по вывозу мусора. Неизвестна даже базовая цифра — норма накопления ТБО (которая должна пересматриваться каждые 5 лет, но у нас в городе не пересматривалась уже более 10 лет).

— В течение месяца-полутора работы нового перевозчика мы проведем анализ фактических затрат на оказание этой услуги, после чего будет приниматься решение о его повышении или неповышении, — уже после конкурса заявил вице-мэр Лысенко.

Получается, что вместо здоровой конкуренции частников и коммунальщиков, вместо анализа экономики услуги по вывозу ТБО нам навязали на 8 лет вперед монополию КП и возможность менять тарифы в ручном режиме. А поднять плату за вывоз мусора мэрии хотелось очень сильно, но сначала нужно было создать мусорный хаос и убрать с этого рынка частную фирму.

— Думаю, ни один житель города не назовет никого умным, если с такой ситуацией с мусором взять и повысить тариф хотя бы до уровня Харькова, — мечтательно говорил летом вице-мэр Лысенко.

И вот мечты сбылись — спустя всего два месяца после начала работы коммунальных мусороперевозчиков тарифы поднимутся в три раза. Но только для бессловесных горожан. Для бизнеса будут действовать невиданные ранее льготы.

Полный документ — проект решения исполкома вы можете посмотреть по этой ссылке: тарифы_ТБО.

Александра Пшеничникова

Газета ГОРОЖАНИН

07.11.2018