ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Очередной обман гумдепартамента мэрии ради экономии бюджета на школах



Чиновники департамента, по ошибке названного «гуманитарной политики» — реализуют очень техничную операцию, чтобы с 1 января оставить школы без медработников

 

В рамках реформы здравоохранения подчиненные и.о. министра Супрун вообще забыли о существовании школьных врачей и медсестер, поэтому оплачивать их труд за счет медицинской субвенции Госбюджета больше никто не будет. А оплачивать школьных медработников за счет городского бюджета мэрия Днепра категорически не хочет.

 

«Немножко выпали»

До конца декабря школьных врачей и медсестёр содержат за счет денег, которые выделяет государство на центры первичной медико-санитарной помощи. С 1 января эту категорию медиков из медицинской субвенции вычеркнули.

— В сфере реформы здравоохранения, которая проходит по всей Украине, получилась небольшая коллизия. Немножко выпали дети, которые обслуживаются в общеобразовательных школах. Есть закон о реформировании, есть закон о финансировании. Везде изменения, но при этом категория детей, которая раньше обслуживалась в поликлиниках, амбулаториях при департаменте здравоохранения, вообще выпала в никуда, — объясняет председатель депутатской комиссии горсовета Наталья Демидова.

По её словам, узнав об этом, члены депутатской комиссии обратились к мэру Борису Филатову и уведомили его об этой серьезной проблеме.

— Провели совещание, на котором присутствовали директора департамента здравоохранения и гуманитарной политики. Разбирались, подняли много законов, изучили их и приняли решение оставить медицинских работников в школьных учреждениях Днепра, — говорит Демидова. — По новой законодательной базе, есть три пути решения данного вопроса. Первый – руководители школ заключают договор с медучреждениями, которые имеют лицензию на данный вид медицинского обслуживания. Второй – принимают на работу лицензированных медработников, которые должны быть зарегистрированы как ФЛП. Таких в нашем городе практически нет. Третий путь – оформление школами лицензий в Минздраве на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике.

Днепровская мэрия решила пойти по третьему пути. Он сложный и долгий, но, как уверяют депутаты и чиновники, самый правильный.

— Днепр останется при медицинских работниках в школах, но при определенных условиях, — говорит Демидова. – Основное из них – открытие медицинских лицензий для проведения медицинской практики.

Директор департамента гуманитарной политики Ксения Сушко сообщила, что чиновники будут сопровождать процесс получения школами лицензий.

— До недавнего времени вся медицинская помощь, которую получали дети в школьных учреждениях, была полностью под эгидой департамента здравоохранения. Но есть медреформа, есть потребность в изменениях, и мы понимаем, что они нужны. Департамент будет поддерживать руководителей школ, сопровождать процесс получения лицензии. Сейчас получение лицензии требует выполнения следующих пунктов: полное обеспечение медкабинета оборудованием, медпрепаратами и медматериалами, — говорит директор департамента гумполитики.

По словам Сушко, департамент уже провел закупку медицинских препаратов. С Нового года чиновники планируют закупать медоборудование.

— Все, что нужно для организации медкабинета, — доукомплектование мебелью, материалами и прочим, все это будет закуплено за бюджетные деньги. Вся необходимость в медработниках в соответствии с типовыми штатными расписаниями, которые утверждены, будет выдержана. При этом директора школ автономно будут подавать документы на получение лицензии, — заверила Ксения Анатольевна.

Запомнили все аргументы и обещания? Запомните, они вам пригодятся через несколько минут.

Пока всё звучит вроде как правильно и убедительно. Но что делать школам с 1 января, когда медиков в них уже не будет, а лицензий – еще не будет?

 

Учитель-Айболит

В городе недавно было создано коммунальное предприятие «Госпитальеры». В связи с ситуацией в школах сотрудникам данного КП нашли занятие.

— Сейчас все наши сотрудники проходят доврачебную подготовку в этом КП. В дальнейшем такую подготовку будут проходить сотрудники школ. У нас уже составлены графики, — говорит замдиректора городского департамента здравоохранения Юлия Викленко.

О том, чему научат школьных учителей, чтобы они могли временно заменить медиков хотя бы до приезда «скорой помощи», рассказал сотрудник КП «Госпитальеры» Иван Савченко.

— В составе нашего КП есть медицинские работники, имеющие опыт боевых действий. В городе 4 локации, где ежедневно проходит обучение оказанию экстренной доврачебной помощи 120-ти человек. Тренинг однодневный. Кто его прошел, получает сертификат, который позволит в дальнейшем врачам и медсестрам работать в лицензированных школьных медкабинетах, а педагогам – оказывать детям экстренную доврачебную помощь до приезда бригады скорой помощи, — говорит Иван.

А если дипломированный врач не пройдет этот однодневный тренинг, то он не сможет работать в школе? Странное утверждение. А что сможет сделать учитель пения или математики после однодневного тренинга, если на его уроке у ребенка случится приступ эпилепсии? А если у ребенка кружится голова или началась рвота? Сумеет ли учитель угадать симптом отека Квинке, который может привести к удушью буквально в течение получаса? Детские болезни и их симптоматика всё же отличаются от наложения повязки в боевых условиях.

Ксения Сушко это понимает.

— У нас по протоколу медпомощь должны оказывать только медработники. Почему КП «Госпитальеры»… Потому что сейчас мы не исключаем необходимость сотрудничать с «Госпитальерами». Учитывая ситуацию, которая на сегодняшний день возникла в стране. Это исключительные мероприятия, которым могут научить специалисты, работающие в «Госпитальерах», — объясняет Сушко.

То есть «Госпитальеры» обеспечивают «исключительные мероприятия». А кто обеспечит все остальные? Еще будучи второклассницей, я на переменке упала и рассекла себе бровь, получив при этом легкое сотрясение мозга. Спасибо школьному врачу и медсестре, которые с трудом остановили кровотечение. Без полноценных знаний и полноценной практики сделать это невозможно. И как мама дошколенка я очень переживаю: случись подобное сегодня, кровотечение ребенку до приезда «скорой помощи» остановить не смогут. И хорошо если она прибудет через 10-15 минут после вызова.

Теоретические знания и отработка минимальных практических навыков на манекенах – это замечательно, но исключительно в рамках общего развития. Полноценного медика из педагога не получится. Да и вообще, с трудом можно себе представить учителя, который добровольно возьмет на себя официальную ответственность медработника. Помочь ребенку – безусловно да. А юридически отвечать за результаты своей медицинской помощи – это уже только для самых обезбашенных.

Так почему же нельзя оставить в школах медиков, которые уже работают, хоть и без лицензии?

— У нас есть новая структура – Национальная служба здоровья. Её нормативными документами не предусмотрено оказание медпомощи и содержание в штате центров первичной помощи сотрудников школьных и дошкольных отделов, — отвечает Юлия Викленко. – Если мы будем содержать в штате сотрудников школьных и дошкольных отделов, то мы просто не сможем подписать договоры и центры будут на обеспечении города. Это неправильно и нелогично.

Так, а лицензия от Минздрава школам зачем? Ведь когда школам дарят школьные автобусы, никто ведь не требует, чтобы учебное заведение получало лицензию на автоперевозки?

— Первичные медицинские центры имеют лицензии. Чтобы мы могли на базе нашего учреждения образования открыть медкабинет, нужно получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. А для этого необходимо оборудовать этот кабинет медицинским оборудование, мебелью и медикаментами, а сотрудник, который там работает, должен иметь специальное профильное образование. Все это указывается в документации, которую отправляют в министерство, — твердит Ксения Сушко. – Принимать на работу медработников можно только после получения лицензии.

 

А можно иначе? Можно

Для школ Украины существует утвержденное типовое штатное расписание, в котором имеются ставки медицинской сестры (при количестве учеников более 100 человек) и врача-педиатра (при количестве учеников 1000 человек).

Что мешает школам Днепра принять к себе в штат медработников и оплачивать их труд из бюджета города? Ничего. Изменится только одно – раньше эта оплата шла по медицинскому департаменту, сейчас пойдет по департаменту образования. Именно так и поступили в Одессе и в соседнем Харькове.

— Мы полностью сохранили с 1 января медицинский персонал в школах Харькова, — рассказывает «Горожанину» директор департамента образования Харьковского горсовета Ольга Деменко. — Медицинский персонал в школах и детских садах – это полномочия исключительно местных советов. Я обратилась к нашему городскому голове Кернесу, проинформировала, что в связи с медреформой мы можем остаться без медперсонала в школах. Он ответил, что это недопустимо, и дал команду готовить проект решения сессии горсовета. И на ближайшей сессии уже приняли решение о введении в штат каждой школы должности медсестры, а там, где более 1000 учеников, – медсестры и врача.

Это решение сессии сразу сняло все противоречия и дало возможность платить школьным медработникам зарплату по бюджету образования.

— Мы сами будем финансировать своих школьных медработников. Приняв такое решение, мы никаких законов не нарушили, руководствовались законом о местном самоуправлении. Местная власть имеет право вводить любые должности и ставки в коммунальных учебных учреждениях, чтобы обеспечить учебно-воспитательный процесс и материально-техническое оснащение школы, — говорит Ольга Ивановна. – А что касается лицензирования медкабинетов, то ввели его давно. Но когда медпункты школьные были в системе здравоохранения, этой темой никто заниматься не хотел. И, между прочим, мы еще вообще не получили от министерства никаких объяснений по поводу этого лицензирования именно для учебных заведений. Лицензирование не имеет к медсестрам никакого отношения. То, что ваши чиновники хотят реализовать в вашем городе, — это смешно. Извините, но они у вас просто не хотят тратить деньги на оплату труда школьного медперсонала.

Кстати говоря, Харьков заложил в бюджете на содержание школьных медработников в 181 учреждении среднего образования 10 миллионов гривен в год. А наша мэрия весь нынешний год, наоборот, выкачивала из системы образования бюджетные средства, пользуясь ныне отмененным пресловутым приказом гумдепа «об оптимизации» штатного расписания и увольняя из школ специалистов.

В областном центре Сумы мэрия честно призналась, что найти в городском бюджете 4,5 миллиона гривен на содержание школьных медработников здесь не могут. Поэтому медработников в школах Сум не будет.

А мэрия Днепра, которая тоже не намерена финансировать школьных медиков, признаться в этом не хочет. Просто тянет время.

 

Чем отличается Днепр от Харькова?

Для этих двух городов действуют разные законы? Нет. Почему тогда чиновники Харькова выбрали простой путь, чтобы сохранить медобслуживание школьников, а чиновники Днепра выбрали путь, похоже, в никуда? Предполагаем, что для очередной экономии на образовательной отрасли.

— По закону, штатное расписание утверждает директор школы. Но в Днепре это чистая формальность. Чтобы принять в школу хоть одного сотрудника, нам нужно согласовать это в департаменте гумполитики. Мы можем принять в штат врача-педиатра, законодательство позволяет это сделать, но если свое решение мы не согласуем с департаментом, то врач просто не будет получать зарплату, на него не выделят финансирование. Вот такие мы самостоятельные, — рассказывает знакомый директор школы. – Ну а вообще, для того, чтобы взять в школу на работу медработника, лицензия, конечно же, не нужна.

Кстати говоря, департамент гумполитики обещал еще к 10 декабря разослать в школы свои рекомендации по подготовке документов к лицензированию, но по состоянию на 18 декабря так и не прислал. Не торопятся. Хотя до увольнения школьных медработников осталось 10 дней.

— Я учитель, я не медик. Курсы, тренинги — все это хорошо, но я учитель! Я ничего не смогу сделать с ребенком до приезда «скорой». И, скорее всего, не рискну что-то делать, опасаясь, что могу не помочь, а навредить, — возмущается педагог с 20-летним стажем работы в школе. — Когда мы узнали, что нужно лицензию получать, чтобы медики остались, сами быстро собрали деньги, так как получение лицензии нужно оплачивать, а от управления образования денег ждать бесполезно. Но остаться без медперсонала — это катастрофа для любой школы! Деньги у нас есть, а вот образца документов, которые школам обещали прислать еще 10 декабря, уже вторую неделю ждем.

Пока школы ждут образцов документов, в мэрии уверяют, что получить лицензию – плевое дело.

— С первого раза ее можно получить. Три недели примерно на это уйдет, — говорит Демидова.

— Срок рассмотрения документов – один месяц. Если правильно поданы документы все, — уточняет Сушко.

Откуда они знают? У них есть опыт получения лицензии на ведение хозяйственной деятельности по медицинской практике? Или у Минздрава есть опыт выдачи таких лицензий именно для школьных медкабинетов? На оба вопроса ответ один – нет.

Ксению Сушко спрашивают: получат ли в январе все школы Днепра лицензии?

— Я же не отвечаю за выдачу лицензий. Есть сроки, мы будет подавать документы. Все инструкции директорам школ мы дали. Как только соберут документы и проверят, сразу будут подавать, — обещает Сушко.

— А может получиться так, что школы не получат лицензии? – спрашивают у Сушко.

— Только если неграмотно заполнить документы, — отвечает вместо Сушко Демидова.

 

Хитромудрый план

Лицензии школы к 1 января не получат. Во-первых, не успеют. Во-вторых, у Минздрава существуют свои заоблачные требования к оснащению медкабинетов необходимыми медикаментами, оборудованием, мебелью и пр. Напомним, что оборудование в медкабинеты, по словам Сушко, будут покупать только в следующем году. Когда – неизвестно.

В постановлении Кабмина №285 «Об утверждении лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности по медицинской практике» также прописано, что к заявлению лицензиаты должны приложить не только ведомость о состоянии материально-технической базы, но и справку о наличии медицинского персонала с указанием его образования и квалификации.

Если школы успеют подать документы до конца текущего года, то смогут вписать в ведомость данные работающих нынче у них медработников. Но с 1 января 2019 года этих медработников уволят. Кого будут вписывать директора школ в заявлениях на лицензию?

В департаменте гумполитики не зря завели эту долгую бюрократическую карусель с лицензиями Минздрава. Крутиться эта карусель может и месяц, и год, и два года. А каждый такой месяц без медсестры в школе – это экономия бюджета. Красиво придумали. И не подкопаешься.

К слову, на странице департамента гуманитарной политики в соцсетях появилась новость о том, что Ксения Сушко провела рабочее совещание с директорами школ по поводу оказания медицинской помощи детям. Чиновница сообщила, что пока длится процесс получения лицензии, доврачебную медицинскую помощь будут предоставлять педагоги.

Дай бог, чтобы наши школы и их учеников пронесло мимо страшных ЧП всё то время, пока мэрия Днепра экономит на здоровье и безопасности маленьких горожан.

 

Ольга Фоменко

Газета ГОРОЖАНИН

19.12.2018