ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Что там у нас со строительством метро в Днепре?



Вице-мэр Лысенко постарался доступно рассказать о ходе работ по строительству метрополитена


Основанием для уверенности в том, что работы будут выполнены, является прежде всего тот факт, что наша мэрия – только заказчик. Деньги платят международные банки, контроль за качеством и объемом работ осуществляет польская консалтинговая фирма, а строит подрядчик из Турции.

28 июля 2016 года мэрия Днепра заключила договор на постройку новых станций метро в Днепре с выигравшей тендер турецкой фирмой Limak. Работы начались в апреле 2017-го.

Сейчас днепровский метрополитен — рекордно короткий, он состоит только из шести станций протяжностью около 8-ми километров. Проект достройки предусматривает появление трех новых станций — «Театральной», «Центральной» и «Музейной» — общей протяжностью в 4 километра.

Компания-подрядчик обязалась закончить строительство метрополитена в 2021 году. В качестве субподрядчика она выбрала «Днепрометрострой». Турецкой Limak Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк выделили на строительство в общей сложности кредитную линию в 224 млн евро. Подрядчик получает плату только за уже выполненную часть работ. Причем чтобы получить эти деньги, акты выполненных работ подписывает выбранная на тендере банками консалтинговая фирма из Польши, которая гарантирует и объемы, и качество работы подрядчика. Такую систему контроля трудно обмануть, и в неё крайне трудно проникнуть местным чиновникам, что и является залогом успешного продвижения строительства в отличие от ремонта Центрального моста или улицы Курчатова.

Фирма Limak также внесла определенную сумму на банковский счет как залог (банковскую гарантию), которая может быть изъята в качестве штрафа за некачественную работу. Кредит на строительство метрополитена будет отдавать не город, а государственный бюджет, за нашим местным бюджетом остается только оплата банковского процента. Кроме того, благодаря нардепам из Днепра Куличенко, Курячему и Павелко городской бюджет освобожден от оплаты НДС за работы, связанные со строительством метрополитена.

Почему же при таких льготных условиях турецкий подрядчик за почти два года выполнил столь малый объем работ, что еще даже практически не приступил к проходке тоннелей? Причин тому несколько.

По словам вице-мэра Лысенко, очень много времени заняла переделка и техническая адаптация проектной документации строительства метрополитена. Проект создавался еще в прошлом веке, и на сегодняшний день предлагаемые им технические решения уже не актуальны. Например, изменен диаметр технических стволов для выемки грунта из будущих тоннелей. Если раньше их планировали сделать в 6 метров, то сейчас будет 12 метров, что позволит существенно увеличить скорость строительных работ. Турецкий подрядчик применяет современный «новоавстрийский» метод проходки. То есть по завершении взрывных и проходческих работ на участке будут устанавливаться специальные крепления, которые покрывают специальным раствором. Ранее для защиты от подземных плавунов в Днепре использовался медленный и дорогостоящий метод заморозки грунта жидким азотом, потом сюда спускали изготовленные на поверхности тюбинги. Теперь же будут прокладываться монолитные тоннели, не требующие интенсивного ухода.

Вторая причина медленного начала работ – необходимость пройти вертикальными стволами почти 70 метров гранитных пород. При этом использовать метод взрыва не представляется возможным.

— На стволе, который располагается между городским советом и Театром оперы и балета, подрядная организация не может осуществлять проходку ствола шахты буро-взрывным методом. Поэтому весь гранит пробивается гидромолотом, затем его поднимают вверх и вывозят. Из добытой породы будут делать бетон для стен монолитного тоннеля, — объясняет вице-мэр Михаил Лысенко.

По его словам, метростроевцы на стволе возле мэрии уже углубились на 28 метров, им осталось пробурить еще 35 метров. Дело в том, что в Днепре сооружают метро глубокого залегания. Самой глубокой будет станция «Музейная» – 72 метра. А вот глубина у «Театральной» будет такой же, как у «Центральной».

Из-за крепости гранитных пород скорость проходки низкая – от 30 до 50 сантиметров в день. Но когда в апреле-мае будут завершены работы по формированию вертикальных стволов и строители перейдут к пробивке горизонтальных тоннелей для поездов, скорость значительно увеличится и будет составлять до полутора метров в день, поскольку метростроевцы смогут применять и взрывные работы.

Помимо проблемы твердости гранитных пород метростроители столкнулись со специфической проблемой нашего города – обильными подземными водами. Их особенно много в первых десяти метрах глубины, на этом уровне проходят как подземные реки естественного происхождения, так и рукотворные ручьи из протекающих труб «Днепрводоканала». Летом прошлого года ствол стройплощадки будущей станции «Театральная» даже затопило, и пришлось потратить немало времени на откачку воды.

Здесь же из-за строительных работ уже долгое время перекрыта проезжая часть пр. Яворницкого. Как выяснилось, движение в районе бывшего кинотеатра «Родина» (ныне пивной ресторан «Старгород») будет восстановлено не раннее Нового года. Здесь остался участок, которой требует переноса труб канализации. И необходимо также выполнить довольно сложные работы для соединения старого ливневого коллектора, который забирает излишек воды из озера в парке Глобы, с основной системой водоотведения. Всеми этими работами занимается подрядчик, а не городские коммунальщики.

В прошлом и позапрошлом годах Михаил Лысенко обещал, что планируется создать сайт с онлайн-трансляцией рабочего процесса на строительстве метро и инфографикой, демонстрирующей ход выполнения строительных работ. И в этот раз тот же Лысенко упомянул о планах создания этого сайта и сообщил, что он появится в самом ближайшем времени.

После окончания строительства основных конструкций метрополитена эстафету в работе над новыми станциями подхватит очень модное и дорогостоящее британское архитектурное бюро Zaha Hadid Architects, о привлечении которого в прошлом сентябре с гордостью заявил городской голова Борис Филатов. Бюро спроектирует входы, кассовые залы и площадки отправления поездов. Стоимость его услуг теоретически не должна выйти за пределы общей сметы по строительству метрополитена.

Напомним, что, согласно проектно-сметной документации, наш метрополитен может быть рентабельным и востребованным только в случае, если в районе монумента Славы или Южного вокзала пассажиропоток будет подхвачен маршрутами железнодорожного трамвая, следующего по рельсам ПЖД на Победу, Тополь и на левый берег по Мерефо-Херсонскому мосту. Ведется ли работа в этом направлении, мэрия пока не сообщает.

Анна Моторина

Газета ГОРОЖАНИН

10.02.2019