ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Позиция мэрии Днепра по тарифам на маршрутки: «ни вашим ни нашим»…



И мэрия, и перевозчики одинаково не заинтересованы в том, чтобы сделать маршруточный бизнес в городе честным, прозрачным и удобным для пассажиров


На прошлой неделе в Днепре состоялась вторая часть общественных обсуждений по поводу неизбежного увеличения стоимости проезда в городских маршрутках.

Итоги первой серии

Около месяца назад «Горожанин» рассказывал, что мэрия инициировала проведение общественных обсуждений по поводу увеличения цены на проезд в маршрутках. Перевозчики уже давно просят чиновников пересмотреть тариф в сторону увеличения, пассажиры в большинстве своем выступают категорически против подорожания. Мэрия в этом вопросе заняла позицию «ни вашим ни нашим». С одной стороны, чиновники официально заявляют, что они против увеличения стоимости, и инициируют по этому поводу слушания, с другой – подыгрывают представителям перевозчика.

Первая встреча пассажиров и перевозчиков, которая длилась более трех часов, проходила на окраине Днепра в филиале ДК «Кайдакский». Тогда обсуждения зашли в тупик, и их решили продолжить спустя некоторое время.

После окончания первой части слушаний была создана инициативная группа, которая занималась изучением достоверности данных в расчетах тарифа, которые предоставили перевозчики. За месяц группа проверила расчеты четырех АТП.

Вторая часть общественных обсуждений проходила в городском совете. Присутствующих на мероприятии было значительно меньше как со стороны общественности, так и со стороны перевозчиков.

Несоответствия в расчетах

— У нас есть проект решения об увеличении граничной стоимости проезда до 8 гривен. Появился документ в конце 2018 года — в то время, когда стоимость топлива повысилась с 26 до 30 гривен. Но потом цена начала опускаться, а перевозчики не отразили это в своих расчетах, — говорит заместитель директора департамента транспорта Александр Лещенко. – Сейчас мы проведем завершающую часть слушаний, потом будем принимать решение — подавать проект решения на рассмотрение исполкома или нет. Ну а дальше уже исполком будет решать. У нас сейчас зарегистрировались в зале 61 человек.

Лещенко рассказал, что в инициативную группу записались 6 человек, при этом в проверках участвовали только трое.

— Трое ездили, а трое – постоянно не находили для этого времени. На проверках присутствовали общественники Иван Васючков, Денис Селин, а также я, — рассказывает Александр Лещенко. – Во время проверок были выявлены некоторые несоответствия в расчетах. В частности, не была уменьшена стоимость топлива в калькуляции, хотя его цена на рынке упала. Также были завышены амортизационные расходы и стоимость запчастей. Все это мы проанализировали и предоставили свои заключения руководству АТП. Проверяли расчеты на четырех предприятиях – АТП 11228, АТП 11231, в компаниях «Технополис» и «Автоэкспресс Днепр». Дело в том, что методика расчета стоимости проезда — одна. Ею пользуются все перевозчики.

По словам Лещенко, руководители АТП сделали перерасчет стоимости проезда, но на ситуацию с запрашиваемым ими подорожанием проезда это никак не повлияло.

Методом лотереи

— Сейчас на экране видны расчеты перевозчиков с учетом корректировки. Представитель компании «Технополис» прокомментирует эти неточности, — говорит Лещенко.

— Я так понимаю, проверки проводились на маршрутах, где проезд стоит 7 гривен? В Таромском маршрутки №141, 77, 90 стоят 10 гривен. Мне интересно: а эти будут поверять? – спрашивает участник слушаний Алексей.

— Мы определяли предприятия методом лотереи. По тем маршрутам, о которых вы спрашивали, сейчас как раз «Технополис» будет рассказывать. Это его маршрут, — ответил Лещенко и пригласил для выступления учредителя данной компании Вячеслава Павленко.

— Тут представлены расчеты тарифа на 32-м маршруте. Он обслуживается автобусами «Мерседес». Первоначальный расчет мы не совсем корректно составили. Сейчас внесли изменения, уменьшили расходы на ремонты. Но даже при этом уменьшении у нас в итоге получился тариф в 9 гривен 80 копеек, — рассказывает Павленко. – Следующий маршрут – №107.

Как считать пассажиров?

— А вы давно ездили на маршруте 141? – спрашивает представителя «Технополиса» кто-то из присутствующих в зале. – Какой там пассажиропоток?

— Общее количество всех перевезенных пассажиров за месяц – 9300. Где-то ориентировочно 330 человек в день перевозим, — отвечает Павленко.

— А как вы считаете пассажиров, если никакого учета их не ведете? – спросил житель Таромского Алексей.

— В каждом автобусе у нас видеокамеры стоят, — говорит Павленко.

— На маршруте №77 ни одной камеры нет, — говорит Алексей. – Какие же это расчеты пассажиропотока? Это никуда не годится!

— Вам же предлагали взять маршрутку и покататься на маршруте, — вмешивается директор департамента транспорта Игорь Маковцев.

— Давайте не устраивать балаган, — предлагает Лещенко.

— Я хочу к камерам вернуться. Вы просматриваете каждую запись с каждой маршрутки? Это же долго! – удивился общественник, представляющий организацию «Дух нации».

— Да, у нас для этого целый отдел есть, — говорит Павленко. – Люди сидят и просматривают записи.

— А какая зарплата у людей, которые считают пассажиров? – спрашивает общественник.

— Я должен об этом распространяться? – изумился Павленко. – Это коммерческая тайна.

— Может, дешевле купить валидатор? – предположил общественник.

— Человека посадить, чтобы считал, намного дешевле, чем купить, установить и обслуживать валидатор, — сказал Павленко.

— Ну а если кредит в банке взять? – спрашивает общественник. – Вы же должны использовать их.

— Я никому ничего не должен, — отрезал Павленко.

— Тогда и пассажиры вам не должны платить, — парирует общественник.

— Но если пассажир не платит, автобус никуда не едет, — говорит Павленко.

— Если вас что-то не устраивает, вы же можете уйти с нашего рынка. Правильно? – поинтересовался общественник.

— Нет. Потому что когда я сюда приходил работать, я вложил деньги. И мне нарисовали определенный инвестиционный климат. Сказали, что тариф будет честным, пообещали, что я буду зарабатывать, выполняя ряд условий. Условия я выполняю, но не зарабатываю. Это нечестно! Что значит встань и уйди?! А куда мне технику деть? Людей? – возмутился Павленко.

— Так вы условия не выполняете! – говорит общественник.

— Как это не выполняем? – возмущенно удивляется Павленко.

Я хочу зарабатывать!

Далее речь пошла о состоянии подвижного состава, который в большинстве своем оставляет желать лучшего.

— Вы видели транспортные средства, которые ездят у нас по городу? Они в хорошем состоянии? – спрашивает общественник.

— Машины нашей компании, которые сейчас ездят по Днепру, год назад ездили в Швеции. Там проезд 2 евро стоит. А сейчас они перевозят пассажиров всего лишь по 7 гривен! Вас устроил этот ответ? – снова взмутился Павленко. – Если вы сомневаетесь в наших расчетах, то предоставьте обратные.

— Я просто одного не могут понять: почему вы занимаетесь перевозками, если они вам не нравятся, если они вам невыгодны? – настаивал общественник.

— Я вам уже объяснил! – огрызается Павленко. – Вы поймите, что тут нет такого: нравится или не нравится. Есть экономика и бизнес. Перевозки должны приносить доход. Мне не нравится, что я работаю в убыток.

— А нам не нравятся условия перевозок! – не унимается общественник.

— Какие конкретно условия вам не нравятся?! Я вам только что рассказал, откуда привез автобусы, — напомнил Павленко.

Как бы… требования

Житель Таромского поинтересовался, изучала ли инициативная группа пассажиропоток на маршрутах.

— Нет, не изучала, — ответил Алексей Лещенко.

— А сколько в городе нормально оборудованных тупиков маршруток с туалетами для водителей? – спрашивает один из участников слушаний.

— А это тут при чем? Мы тариф обсуждаем! – возражает Лещенко. — Смотрите, перевозчик не имеет никакого отношения к остановкам, туалетам, урнам. По договору перевозчики следят за санитарным состоянием конечных остановок.

— Так я об этом и говорю.

— Ну, это имеется в виду, что водители не должны бросать окурки, фантики и тому подобное. Но оборудовать остановки – это не вопрос АТП, — объяснил Лещенко.

— А по маршруту №77 хочу спросить. Когда в прошлом году нам сделали проезд по 10 гривен, обещали, что маршрутки будут ходить в экспресс-режиме, но этого не сделали. Так вот, будет экспресс-режим или нет? Больше года с момента повышения стоимости прошло! – говорит житель Таромского.

— Что такое экспресс-режим? – спросил Павленко.

— Это когда маршрутка не делает остановок возле каждого столба. За счет этого сокращается время нахождения в пути, — объясняет пассажир перевозчику.

— О, по остановкам! – оживился Лещенко. – Сейчас ведется плотная работа в этом направлении. Знаки устанавливаем, работу с АТП ведем и полицией. Хотим, чтобы маршрутки останавливались только на остановках. Мы начали с основных магистралей.

В процессе рассказа Лещенко выяснилось, что в Таромском пока даже не определены и не утверждены остановки общественного транспорта.

— Если маршрутки будут останавливаться не на остановках, то будем предъявлять как бы… — Лещенко запнулся, — требования к перевозчикам.

«Потому что Андрейченко»

— Смотрите, по поводу экспресс-режима. Обычный режим – это остановка на остановках вне зависимости от того, есть пассажиры или нет их. Экспресс-режим – это остановка по требованию. А если на остановке никого нет, то водитель может ехать дальше. Вот и вся разница, — сказал Павленко. – Что касается стоимости проезда по 10 гривен, то это потому, что… Потому что Андрейченко. Так называется улица, на которой полностью убитая дорога. У меня ремонт машин, которые работают на 77-м маршруте, в три раза дороже, чем на всех остальных!

— Я понимаю вас, но не понимаю: вы просто стоимость подняли, но ничего не изменили в работе. Я платил 7 гривен, и было так же, как и сейчас, когда я плачу 10 гривен. Завтра я буду платить 20 гривен, но всё останется так, как было при 10-ти гривнах. Мы как ездили в убитых маршрутках, так и будем ездить.

— Как только дорога на Андрейченко перестанет быть убитой, я даю вам слово, что поменяю машины, — пообещал Павленко. — Желающих работать на маршруте №77 нет вообще! Мне это маршрут не в радость, честно! Готов отдать.

— Скажите, а выполняется график рейсов? – спросил кто-то из общественников. – Насколько я знаю, по пальцам может пересчитать маршруты, где выполняет рейсы на 100% весь заявленный транспорт. Остальные – на 50-60%.

— Нет, не выполняется, — согласился Павленко. — У меня сегодня две машины встали.

Из данных городского диспетчерского центра следует, что в целом по городу на маршруты выезжает примерно половина заявленного подвижного состава, соответственно — выполняется половина плановых рейсов (данные за 13 мая 2019 года)

Пассажиры и билеты

Активист Иван Васючков снова поднял тему пассажиропотока.

— Вы сказали, что в день маршрутка перевозит 330 пассажиров. Я помню прекрасно, что когда вы нам показывали расчеты, там было указанно 440 пассажиров в день, — говорит Васючков.

— Нет, 440 пассажиров было на маршрутах №57а и 88, — говорит Павленко. – Мы о другом говорили маршруте.

— То есть за один оборотный круг маршрутка перевозит 33 человека? Все же понимают, что это не так, это мало! – говорит Васючков.

— Подождите, так это средняя цифра. Утром и вечером людей больше, в другое время – меньше, — объясняет Павленко.

— Предлагаю взять маршрут и провести там замеры пассажиропотока. Посмотрим, сколько мы насчитаем, — пригрозил Васючков. – Давайте подождем немного.

— То есть по всем повысят тариф, а по мне нет? – улыбнулся в ответ Павленко.

— Ага, и льготников не забудьте считать, — напомнил присутствующий в зале представитель одного из АТП.

Участник слушаний пожаловался, что водители не выдают пассажирам билеты.

— Водители обязаны давать билеты? – спросил общественник. – И почему они этого не делают?

— Так не берут, — говорит Павленко.

— Берут, не берут — это второй вопрос. Мне их никто не предлагает, — пожаловался общественник.

— В каждой маршрутке есть билеты. Водители предлагают, — уверен Павленко.

— В договоре как прописано? Что водитель должен предложить билет? Или обязан выдать его? – спросил общественник.

Ответа на этот вопрос не последовало.

Ну а по результатам общественных обсуждений чиновники пообещали подготовить соответствующий протокол, учесть в нем замечания и пожелания, высказанные на слушаниях.

На самом деле все эти страсти с тарифами и слушаниями – мартышкин труд. И будет он таковым до тех пор, пока водители маршруток собирают с пассажиров за проезд живые деньги. Только когда в нашем общественном автотранспорте появятся кассы и билеты строгой отчетности, будет вестись учет каждого перевезенного льготника и обычного пассажира, станет прозрачной экономика этого бизнеса – тогда тариф можно будет считать экономически обоснованным.

И вот самое удивительное во всей этой истории — то, что ни заказчик перевозок в лице мэрии, ни исполнители услуги в лице частных фирм-перевозчиков почему-то одинаково не заинтересованы в ведении безналичной оплаты и учета. Почему?

Ольга Фоменко

Газета ГОРОЖАНИН

15.05.2019