ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Аргументы ниже плинтуса. Заметки на полях сессии горсовета Днепра о том, чем на самом деле является «экономия» на образовании



В городах с гораздо меньшим бюджетом Дом учителя не ликвидируют, а в Днепре — под аплодисменты депутатов и чиновников! – с этим учреждением покончили раз и навсегда

Когда в сессионном зале звучали реплики о том, что наш городской Дом учителя является каким-то полукриминальным образованием, которое существует вне правового поля системы образования, и даже – вы не поверите! – собирает с родителей деньги на закупку расходных материалов для работы кружков, хотелось грустно улыбнуться этому бравому двуличию. А в школах у нас деньги с учеников не собирают? Ни копеечки, ни гривны? И депутаты в зале собрались столь юные и наивные, что так до сих пор и не узнали, что государственной образовательной субвенции на образование не хватает?

Хорошо, когда умные люди приводят умные аргументы, защищая свою позицию. И очень плохо, когда аргументы сводятся к тому, что Дом учителя – вообще непонятное образование, которое не соответствует современной законодательной базе о системе образования. Что «монстра из 50-х годов прошлого века» нужно забить камнями и придушить во благо города.

Да, Дом учителя – это специфическое учреждение, рожденное в советское время. Оно по своей задумке оказалось на стыке трех разных направлений – Дома культуры для педагогов (это ближе к парафии профсоюза), внешкольного учреждения для детей (кружки и творческие коллективы), материальной базы для профессионального и гражданского становления учителей. Получилось ли у департамента гумполитики мэрии Днепра модернизировать Дом учителя под современные задачи? Нет. Они этим и не хотели заниматься. У них была одна-единственная цель – закрыть и освободить здание.

Между прочим, Дом учителя есть в Николаеве, в городе с гораздо меньшим бюджетом, чем у Днепра. Судя по местному форуму мам, он специализируется на кружках эстетического воспитания и сюда родители с удовольствием ведут своих детей со всего города. И вопрос о потенциальном закрытии этого учреждения даже не поднимается. Значит, Дом учителя существует на законной основе? Значит, под это есть законодательная база? Почему об этом не задумывается глава профильной депутатской комиссии Демидова, объявляя Дом учителя в Днепре вне закона?

Дом учителя есть и во Львове. Причем он нагло с советских времен размещается в здании Дворца Бельских, являющегося памятником архитектуры. И никто его не ликвидирует и не выгоняет ради экономии и более «разумного» использования дворца. Здесь, в отличие от Николаева, упор сделан на повышении профессионального уровня учителей, их гражданском становлении. Под эти задачи во львовском Доме учителя сформировали четыре отдела — народоведения, музейный, информации и связей с общественными организациями, отдел педагогических знаний и инновационных технологий. Но здесь же, помимо многочисленных кружков для детей, успешно работают два народных коллектива для учителей: хоровая капелла «Зарево» и единственный в Украине Польский народный театр. Это у нас хор учителей-ветеранов позволительно назвать сбродом «ветеранов куликовской битвы». Во Львове к пожилым учителям относятся почему-то с уважением.

Дом учителя есть в Харькове, где вообще очень ответственно относятся к вопросам образования и детства. Харьковская мэрия до сих пор сохранила и развивает детскую молочную кухню и не позволила себе выгнать из школ медработников, как это сделали с 1 января в Днепре (до сих пор 70% школ нашего города не имеют врача или медсестры, и даже пришкольные лагеря сегодня не обеспечены медиками!).

Так вот в Харькове Дом учителя имеет другую специализацию – главным образом это база для Малой академии наук школьников, и кружки здесь научные, связанные с предметами школьной программы.

И в Виннице тоже успешно работает коммунальный Дом учителя. На его базе, например, проводятся ежегодные фестивали учительского и ученического творчества «Пролиски надий». И, естественно, работают творческие кружки.

Учительский хор никто не называет «хором ветеранов куликовских битв»
и никто не выгоняет из Дома учителя в Виннице. И как у них это получается?

Значит, варианты возможны? Да, если не ограничивать их одним – ломать, закрывать, ликвидировать ради экономии. Но до такого ответственного отношения к своим решениям нужно еще дорасти.

Что же касается, собственно говоря, экономии, то вот цифры, которые приводят профсоюзы педагогов.

Согласно пункту1.6 29-го приказа, были ликвидированы школьные ставки рабочих по обслуживанию зданий и сооружений. Зато мэрия подписывает договор на техобслуживание учреждений образования с ООО «Группа Капитал строй», которое СМИ связывают с империей братьев Дубинских. Сумма такого договора – 9 733 841,33 гривны в год. Проверить, какие именно и в каком объеме были сделаны работы почти на 10 миллионов, крайне сложно.

Пунктом 1.7 приказа №29 в школах и внешкольных учреждениях сократили должность сторожа. Но заключили договор об охране с ООО «Охранное агентство» №167 от 27.07.2018. Общая стоимость услуги на пять месяцев 2018 года – 3 947 044 гривны, объем работы — круглосуточная охрана 31 учебного заведения, т.е. по 25 464,80 гривны на одну школу в месяц. Когда сторожа были в штате (график работы — сутки через трое), то фонд их зарплаты составлял 14 892 гривны. То есть сегодня затраты на охрану одной школы не уменьшились, а выросли на 10 тысяч гривен.

Всё рассказанное выше – это иллюстрация к качеству аргументов мэрии Днепра. А что касается нашего Дома учителя, то, конечно, на его месте транспортный хаб будет смотреться лучше.

(Диалоги на сессии горсовета, посвященные судьбе Дома учителя – читайте здесь.

А о том как готовилось это решение в профильной депутатской комиссии – рассказывается здесь).

Виталий Теплов

Газета ГОРОЖАНИН

29.06.2019