ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

В мэрии Днепра решили, что по росту стоимости проезда трамваи и троллейбусы не должны уступать маршруткам



Директор департамента транспорта Маковцев обратился к жителям города с очень странным аргументом: «Возьмите хоть часть расходов на себя»

Только-только чиновники мэрии «порадовали» горожан новостью о грядущем увеличении стоимости проезда в маршрутках до 8-ми гривен. Не прошло и двух недель, как из мэрии сообщают об очередном повышении стоимости проезда в трамваях, троллейбусах и метро. Не так уж и давно эта стоимость поднялась до 4-х гривен, а теперь нам предлагают платить за проезд в электротранспорте 6 гривен. Эту малоприятную новость сообщил директор департамента транспорта Игорь Маковцев.

За «кардинальные изменения» нужно платить

— Вопрос достаточно сложный и тяжелый. Я хочу уйти немного в историю и объяснить, что вообще происходит. Последние два с половиной года в электротранспорте произошли кардинальные изменения. Мы строим метро. Для выполнения работ привлечены серьезные инвестиции (здесь Маковцев, как всегда, ошибся, поскольку метро строится за счет кредита, а не инвестиций. – Ред.). Плюс тратятся деньги городского бюджета. За два года мы обновили практически 50% подвижного состава троллейбусного парка. Опять же, это инвестиции (опять ошибка – кредит, а не инвестиции. — Ред.) под гарантии города (еще одна ошибка — под гарантии государства. Ред.). Нам-то деньги нужно возвращать будет потом. Мы активно приводим в порядок трамваи, — рассказывает Маковцев.

Директор департамента транспорта сообщил, что в последнее время в Днепре стали ремонтировать значительно больше трамваев.

— Раньше мы в год делали порядка 5-6 трамваев. Теперь делаем 5-6 в месяц. В прошлом году отремонтировали 33 трамвая! Причем мы не только внутренности меняем, но и интерьер с экстерьером в порядок приводим. А раньше вообще никто внимания не обращал, как выглядит подвижной состав. Главное было восстановить его технические характеристики. Знаете, сколько у нас стоит ремонт одного трамвая? 1,3-1,5 миллиона гривен примерно. А это 50 миллионов в год, — говорит Маковцев, постепенно подбираясь к теме необходимости увеличения стоимости проезда. – Также мы строим новые объекты. На восстановление контактной сети на жилмассив Парус и новые машины потратили порядка 50 миллионов гривен.

Еще чиновник вспомнил о запуске троллейбусов на Соколе и Солнечном, а также о продлении троллейбусного маршрута №5.

— На Солнечном почти два года назад запустили троллейбус на автономном ходу, а сейчас там строят контактную сеть! В этом году закончат. Каждый объект – это десятки миллионов гривен. Сокол в 25 миллионов обошелся. На контактную линию на Солнечном на сегодняшний день уже 40 миллионов потратили. И работы еще не закончены. Это капитальные объекты, капитальные инвестиции. А есть еще и текущие затраты. Это зарплата сотрудникам КП, а это практически 2,5 тысячи человек, и затраты на электроэнергию. Ну и оплата энергоносителей еще есть, да. Но это незначительные траты, — говорит Маковцев.

Экономика электротранспорта

Фонд заработной платы на предприятии «Горэлектротранспорт» по состоянию на июнь составил 32 миллиона гривен. Электроэнергия обошлась примерно в 10 миллионов гривен.

— То есть чтобы нам просто существовать, не делая при этом каких-то ремонтов, не строя новые объекты, нужно около 50 миллионов в месяц! Это чисто чтобы существовать. Большую часть денег дает мэрия. Но при этом ей важно, чтобы деньги были не просто израсходованы. Мы хотим показывать еще и какое-то развитие, — рассказывает чиновник. – В последнее время происходит рост минимальной заработной платы. В прошлом году мы ее подняли по распоряжению мэра, чтобы ограничить отток кадров и привлечь в отрасль новых специалистов. Люди уезжают за границу, и нам нужно их удерживать.

В месяц от продажи билетов пассажирам «Горэлектротранспорт» собирает порядка 14 миллионов гривен. В мэрии говорят, что по сравнению с расходами, которые несет коммунальное предприятие, это сущие копейки.

— 70% денег, которые вливают в КП «Горэлектротранспорт», — это дотации. Недавно поставщик электроэнергии в лице компании «ДТЭК» прислал нам коммерческое предложение, и мы увидели, что стоимость электроэнергии увеличивается на 30%. Мы, конечно, можем отказаться от строительства какого-то объекта. Например, не строить троллейбусную линию на Солнечный или остановить капремонты трамваев. А деньги перераспределить на оплату электроэнергии. Нужно же как-то просуществовать этот год, — вздыхает Маковцев. – Если мы увеличим стоимость проезда до 6 гривен, то получается, что заработаем на 30% больше. Около 20 миллионов гривен.

Прибыль, полученную в результате увеличения стоимости проезда, в мэрии планируют потратить на оплату электроэнергии.

— Да, мы понимаем, что вопрос увеличения стоимости — достаточно сложный. Мы сидим и думаем, как смягчить все эти подорожания. Но очень жалко останавливать начинания и откатываться назад. Мы хотим вовлечь в процесс развития электротранспорта всех жителей города. Вы все видите, что делается для электротранспорта. Нельзя же сказать, что никто ничего не делает. И поэтому мы просим: возьмите хотя бы часть на себя. Речь о повышении стоимости электроэнергии, которое мы не планировали, — говорит Маковцев.

Вот от этого последнего монолога можно в прямом смысле слова обалдеть. Что значат слова чиновника «возьмите хотя бы часть на себя»? Какую часть? Жители города полностью финансируют весь городской электротранспорт и его развитие, все эти новые троллейбусные линии, все эти сотни миллионов, ведь бюджет города — он как раз и состоит из налогов горожан. И когда нам говорят «возьмите хотя бы часть на себя», хочется задать встречный вопрос: а всё остальное Маковцев и прочие «мы» достают из собственных карманов?

Поаккуратней надо бы с аргументами, уважаемый Игорь Игоревич.

Сколько-сколько?

Чтобы подорожание не напугало горожан, в мэрии обещают не так сильно поднимать стоимость проездных билетов.

— Цену на проездные мы не будем повышать так сильно, как стоимость одноразовой поездки. Стоимость месячного проездного на один вид транспорта увеличивается всего на 80 гривен. Если разделить на 30 дней, получим, что подорожал он всего на 2-2,5 гривны. Месячный проездной на один вид транспорта будет стоить 300 гривен. Проездной на два вида транспорта также дорожает на 80 гривен и будет стоить 400 гривен. То есть поездки будут еще дешевле, чем если покупать проездной на один вид транспорта. На три вида транспорта будет еще дешевле. Одним словом, пользоваться проездными выгоднее, чем приобретать разовый билет, — сказал Маковцев.

Каким будет отток пассажиров, пока совершенно непонятно. Но он 100-процентно будет. И это в мэрии понимают. Ведь, по сути, поездка в «дешевом» муниципальном электротранспорте сейчас будет стоить столько же, сколько стоит проезд в «дорогих» частных маршрутках.

— Отток будет на уровне 10-15%. Он наблюдается каждый раз при любом повышении. Но потом пассажиры возвращаются. Дело в том, что мы сделали в электротранспорте много хороших вещей, и он теперь готов конкурировать с автобусами, — уверен Маковцев. – К примеру, с Паруса можно уехать на троллейбусе и большегрузном автобусе. Первый — дешевле и с кондиционером, второй — дороже и без кондиционера.

В плане наличия кондиционера электротранспорт, возможно, действительно в состоянии составить душным маршруткам конкуренцию. А в остальном? Каким трамваем или троллейбусом можно добраться из центра на жилмассив Левобережный, на Калиновую, Тополь? Или хотя бы доехать до проспекта «Правды»? А как насчет соблюдения графиков?

Первый трамвай графика более или менее придерживается, но при этом он может простоять на остановке «Центральная» 5 минут. Девятка нарушает график повсеместно из-за того, что подвижной состав постоянно ломается. И так происходит уже около 10-ти лет! Вагоны на трамвайном маршруте №9 настолько старые и грязные, что заходить в них не особо приятно.

Новенький троллейбус №14, в салоне которого есть кондиционеры, но которые, к слову, никто не включает, работает только до 19:00. Потом троллейбусы отправляются в депо. В обеденное время маршрут не работает. Удобно ли это? Не очень.

— У нас троллейбусы очень рано начинают работать. Есть возможность сместить графики и продлить работу маршрутов в вечернее время. Да, вечерний пик мы полностью закрыть не сможем. Но хотя бы до 20:00 работу продлить… Этим мы тоже сейчас занимаемся, — говорит директор департамента транспорта. – Ну и плюс вы же не забывайте, что все равно электротранспорт будет дешевле маршруток. Ведь уже принято решение об увеличении стоимости проезда. На каких-то маршрутах цену поднимать всё равно придется, — сказал Игорь Маковцев.

Проект решения об увеличении стоимости проезда в электротранспорте планируют вынести на ближайшее заседание исполкома. И с огромной долей вероятности уже в августе горожане будут ездить в метро, трамваях т троллейбусах по 6 гривен.

Ольга Фоменко

Газета ГОРОЖАНИН

12.07.2019