ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

С немецким ветерком! Мэрия Днепра закупила в Германии б/у «трамваи-евробляхи»



Нового подвижного состава в городе вице-мэр Михаил Лысенко не видит до тех пор, пока не будут полностью обновлены трамвайные рельсы

9 июля внештатный «социолог» мэрии Днепра Надежда Михно на пресс-конференции назвала наш город «лидером по развитию электротранспорта» среди украинских городов.

— Днепр находится на втором месте по количеству трамваев в Украине – у него целых 245 единиц. С прошлого года в Днепре началось обновление трамвайного парка. Город закупил в лизинг целых 20 трамваев из Европы! – заявила Надежда.

Но в каком-то смысле эти «целых 20 трамваев» можно классифицировать как «понты дороже денег». Действительно, в прошлом году сессия горсовета дала разрешение КП «Днепровский электротранспорт» заключить договор лизинга с правом последующего выкупа с государственным «Укргазбанком» для приобретения 20 трамваев из Германии на 32 миллиона гривен. Ставка лизинга – 19% годовых, а срок погашения – три года. Жаль, что речь идет не о новых вагонах, а о бывших в употреблении.

Тем временем в других украинских городах на рельсы ставят либо новые трамвайные вагоны, либо полностью модернизированные собственными силами из старых. В Запорожье этой модернизацией занимается КП «Запорожэлектротранс», а в Харькове – Салтовское трамвайное депо.

В Днепре выпускаются новые трамваи. Предприятие «Татра-Юг», например, в 2017 году выиграло тендер на поставку в Египет 15 трамваев. Вагоны для египтян изготовили высокопольными и длиной 22 метра. Но и новым, и модернизированным вагонам наши городские власти предпочитают выведенный из эксплуатации по старости, но зато европейский электротранспорт.

Странная экономика

Согласно данным сайта «Пассажирский транспорт», на 2018 год трамвайный парк Днепра насчитывал 259 пассажирских вагонов, из которых исправных — 227. Из них 100 вагонов «Татра-Т3» и КТМ-5 (71-605) закупили еще в советское время. Есть 27 трамваев КТМ-8 (1991-1996 годов выпуска), плюс 12 отечественных вагонов «Татра-Юг-Т6В5» 1994-2001 гг. выпуска. Остальной электротранспорт был закуплен в Германии: б/у трамваи «Татра-Т3D», «Татра-Т4D» и «Татра-Т6А2».

И вот в город постепенно стали завозить купленные в 2018 году в Германии 20 подержанных трамваев Tatra T4D-M1, которые раннее ездили в Лейпциге. Это очень немолодые выгоны 1987, 1988 и 1992 годов выпуска. Самым старым уже 32 года. Днепр выкупил это «добро» за 22 бюджетных миллиона.

В город уже пришли 15 трамваев. 7 из них находятся на реконструкции и адаптации в трамвайном депо, а 8 стоят в очереди на реконструкцию. Оставшиеся 5 трамваев довезут до конца июля. В соцсетях горожане, для которых эти трамваи и покупали, шутят на тему их возраста и самой идеи покупки «для дальнейшей реконструкции».

8 июля журналистов пригласили в депо КП «Днепроэлектротранс», чтобы мы прониклись энтузиазмом в отношении б/у вагонов.

— Наше предприятие – единственное в Украине, которое осуществляет весь комплекс ремонтно-восстановительных работ. Мы оказываем услуги и Киеву, и Харькову, — гордо начал экскурсию вице-мэр Михаил Лысенко. — Так как возраст городских трамваев уже превышает 50 лет, нами было принято решение приобрести несколько трамваев из Германии.

Из его слов следует, что каждый трамвай обошелся в 750 тысяч гривен. С учетом транспортировки и растаможки его стоимость выросла до 1 млн 170 тысяч. А дальше начинается самое интересное. Нужно тратить деньги еще и на то, чтобы покупку можно было эксплуатировать.

— Первая партия трамваев в работе – у них демонтированы тележки и проводится ремонт кузова. Разбирают всё до каркаса, — объясняет директор транспортного департамента Игорь Маковцев. — Проводим замену вагонной тележки, так как немецкая на 70 миллиметров шире нашей. Также проводим в вагонах косметический ремонт. Эту партию из 7 трамваев мы выпустим в конце августа. Немецкие поддержанные вагоны будут без проблем эксплуатироваться 10 лет. В дальнейшем их будут ремонтировать и продлевать срок службы.

— А почему не купили новые трамваи украинского производства? – интересуются журналисты.

В ответ Михаил Лысенко стал жонглировать очень большими цифрами.

— Новый трамвай стоит полтора миллиона евро, — говорит он. – Сравните эту цену и 39 тысяч евро, за которые мы купили старые трамваи. Учитывая то, что нормальных рельсовых путей в городе у нас нет, покупать за полтора миллиона евро трамвай, который развалится через год, не имеет смысла.

А если всё же попробовать заняться собственной модернизацией собственной старой техники, тем более что наше КП «работает на всю Украину»? Трамвай, который собирает в Харькове Салтовское трамвайное депо, по итогу обходится городу в 9 миллионов гривен. При этом имеет плавный тихий ход и развивает скорость до 65 км/ч. В салоне работают кондиционер и видеокамеры, вагоны оборудованы пандусом для людей в инвалидной коляске. В «Запорожэлектротрансе» трамваи модернизируют еще дешевле – за 6 миллионов гривен.

Однако Михаил Лысенко пообещал Днепру в перспективе покупать исключительно новый подвижной состав.

— Мы планируем в 2020-2021 годах отремонтировать трамвайные пути маршрутов №1 и 19. После этого мы будем ставить на эти новые пути абсолютно новые трамваи, может, и за полтора миллиона евро, — пообещал вице-мэр.

Рельсы в городе прокладывали более 60 лет назад. Исключение — улицы Чернышевского, Рабочая, Шмидта, Донецкое шоссе и Кайдакский мост, где трамвайные пути обновили в рамках реконструкций самих улиц.

— Нам задают банальный вопрос: а почему не восстанавливают трамвайные пути? — возмущается Лысенко. — Один километр пути стоит 30 миллионов гривен. У нас их 250 километров, только подсчитайте!

Мы подсчитали. По цифрам Лысенко, получается, что ремонт всех трамвайных путей в городе обойдется в 7,5 миллиарда гривен. При этом в 2017 году в Одессе также проводилась замена трамвайного полотна для запуска скоростного трамвая «Север-Юг». Рельсы обновили на самой длинной улице города — Преображенской — и еще нескольких улицах. Но в Одессе обновление 1 км пути обошлось одесситам только в 18 миллионов гривен.

Поэтому фраза Лысенко о том, что ремонт всего трамвайного полотна обойдется в неподъемную сумму, вызывает встречные вопросы. Тем более город не имеет цели и возможности обновить абсолютно весь трамвайный парк города. Новый электротранспорт, для которого нужны новые рельсы, будет курсировать только по определенным маршрутам, которые и нужно было бы ремонтировать.

Гордимся тем, что мы «немцы»?

Мы зашли в вагон одного из немецких трамваев б/у. Он совсем свежий и еще не «отошел» от Европы – в нем еще висит немецкая реклама.

— Всякие «специалисты» возмущаются, что мы купили металлолом, — подкручивает пафоса Лысенко. — А вы посмотрите на состояние этого металлолома! Всего три недели назад в этих же трамваях ездили немцы — жители немецкого города Лейпцига!

— Меня сразу восхитило состояние сидений. Они не новые, их под нас не меняли, но бережное обращение жителей Лейпцига к трамваю поражает! – вступил в беседу Маковцев.

Но сиденье – едва ли не единственное, что останется в этих трамваях за 750 тысяч гривен. Помимо замены тележки, для того чтоб поставить вагоны на днепровские рельсы, внутри салона меняют лампы на более экономичные, ремонтируют порезы линолеума, а снаружи работники депо закрашивают сколы и трещины.

— А есть ли в вагонах кондиционер? – спрашиваю я у директора департамента транспорта.

— Кондиционер есть только в кабинете водителя, — отвечает Маковцев и добавляет: — Но зато в вагоне есть отопление для зимнего периода.

— Трамваев станет больше. А достаточно ли для этого кондукторов? — спросили журналисты у чиновников.

— Сейчас у нас кадровый голод. 40% процентов кондукторов не хватает, — ответил Игорь Маковцев.

Идеальна ли эта идея – покапать б/у вагоны в Лейпциге, везти сюда, платить таможенные пошлины, потом чинить и менять тележки? Мы уже знаем, что грядет масштабная двухлетняя реконструкция 170 метров одного квартала улицы Короленко, на которую в городском бюджете нашлось 102 миллиона гривен. А это стоимость трех новеньких и даже импортных трамваев.

Просто представьте, что вы увидели в секонд-хенде старую рваную футболку. Будете ли вы ее покупать, чтоб потом ее зашить?

Кстати, Всеукраинский центр транспортных стратегий очень невысоко оценил развитие трамвайной сети в Днепре по итогам 2017 года. А Харьковский Горэлектротранс недоволен темпами реконструкции старых трамвайных вагонов по итогам 2018 года.

Анна Моторина

Газета ГОРОЖАНИН

15.07.2019