ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

К концу года мэрия Днепра получит заказанную у специалистов транспортную модель города



Разработчики утверждают, что это полезная и нужная штука, способная существенно облегчить жизнь города и горожан

Транспортную модель города по заказу мэрии разрабатывают специалисты киевской компании «А+С Украина». Днепру она обойдется в 4,2 миллиона гривен.

— Мы работаем на рынке с 2007 года. У нас большой опыт разработки транспортных моделей как для городов Украины — Киева, Николаева, Мариуполя, Львова, — так и для городов других стран, — говорит директор компании «А+С Украина» Дмитрий Беспалов.

А зачем вообще городу нужна транспортная модель и что с ее помощью можно сделать, поправить, улучшить?

— Есть расхожее выражение – невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Кажется, что все поездки, которые совершают горожане, совершенно хаотичны, но это не так. Измерить можно все, и этим мы и занимаемся уже более 10 лет. Транспортная модель – это компьютерная программа, которая позволяет оценивать ситуацию. К примеру, в городе нужно перекрыть мост, чтобы отремонтировать его. И вот с помощью модели мы сможем увидеть, какие проблемы из-за этого возникнут, какие улицы будут перегружены, а также проанализировать, что можно сделать, чтобы тех или иных проблем не возникло, — говорит Дмитрий.

В Европе, по словам Дмитрия, транспортное моделирование используют очень давно. А, к примеру, у Киева такая модель появилась еще в 90-х годах прошлого века. Не так давно ее создали заново.

— У киевских транспортников было много планов относительно строительства новых веток метро, развязок и прочего. Но просчитанных проектов в том виде, в котором это нужно финансовым донорам, не было. В европейских банках попросили дать расчеты, сделанные в транспортной модели. А ее-то нет. Поэтому Киеву пришлось заказывать разработку транспортной модели и после уже общаться с донорами относительно финансирования, — говорит Дмитрий.

По словам разработчиков, без транспортной модели нереально оптимизировать маршруты общественного транспорта.

— Часто даже от горожан поступают предложения изменить работу того или иного маршрута. И когда у города будет транспортная модель, чиновники без труда смогут посмотреть: нужно ли менять маршрут, можно ли это делать, не вызовут ли эти изменения затруднение движения по конкретным улицам? Или же, наоборот, изменения позитивно отразятся на работе транспорта в целом по городу, — объясняет Дмитрий. – Еще с помощью транспортной модели можно идеально настроить режим работы светофоров в городе. Система проанализирует и выдаст наиболее оптимальные варианты работы светофорных объектов.

Транспортная модель содержит огромное количество исходных данных о городе и горожанах. Система знает, сколько людей живет на каждом жилмассиве и микрорайоне, в какие точки города они ежедневно добираются, в какое время возвращаются домой. Также она знает все светофоры, каждую парковку, каждое проблемное место города.

— Создание транспортной модели – это большой объем работы, сейчас мы находимся на самом «скучном» этапе – собираем исходные данные. Для программы нужно знать количество учеников в каждой школе и в детских садах, количество педагогов в каждом учебном учреждении. То же самое — и по частным предприятиям, по вузам. Ну и многое другое, — рассказывает эксперт по транспортным исследованиям Оксана Мирошниченко.

Информацию сотрудники компании «А+С» собирают уже более двух месяцев.

— Данных по местам работы горожан у нас пока нет. Есть определенные сложности, поэтому мы пока застряли на этом этапе. Также параллельно исследуем запросы населения на транспорт, для этого проводим опросы горожан. Ходим по домам, а также предлагаем заполнить электронную анкету. Вопросов много, но каждый, кто ответит на них, очень поможет городу, — говорит Оксана.

Эксперты уже получили ответы от пяти тысяч жителей Днепра и пригорода.

— Мы спрашиваем, как часто люди пользуются транспортом, как они к нему относятся, какие у них критерии отбора. Параллельно выясняем, сколько автомобилей есть в Днепре, сколько велосипедов. Обработанные данные вводятся в систему. В итог, она начинает думать так, как думают люди конкретно взятого города, — говорит Оксана.

Эксперт сообщила, что работой электротранспорта жители Днепра скорее довольны, чем недовольны. Более 50% жителей не удовлетворенны работой маршруток. 67% опрошенных не пользуются метро и только 6% не пользуются маршрутками.

— Жителям важно, чтобы было прямое сообщение между точками, откуда они едут и куда едут. Это основной критерий для выбора транспорта. Второй критерий – интервал движения. Для жителей пригорода на первом месте — безопасность, на втором – комфорт, на третьем – возможность ехать сидя, — рассказывает эксперт.

В среднем жители Днепра осуществляют в день два перемещения, то есть из дома на работу и обратно. Велосипедов в городе почти в два раза меньше, чем автомобилей. В пригороде — наоборот.

— Два месяца мы измеряли пассажиропоток. В маршрутках были установлены датчики, которые на протяжении недели собирали информацию о том, сколько человек зашло в маршрутку и сколько вышло. Плюс мы получаем информацию, на какой остановке выходят люди. Мы обследовали уже почти весь коммунальный электротранспорт и много городских маршруток, — говорит Оксана. – Недавно выявили несколько проблемных маршрутов, где водители глушили данные GPS. Данные собирались, но суммарно за весь день. В итоге мы не смогли понять, на какой остановке сколько пассажиров вышло. Будем перепроверять конкретно эти маршруты, только уже не с помощью техники, а с помощью людей. Будут сидеть и считать.

— У нас в практике был случай, когда водители доплачивали своему коллеге, в автобусе которого был установлен датчик, чтобы тот не брал пассажиров по пути следования. Идея была простая – показать низкий пассажиропоток: мол, у перевозчиков все так плохо. Мы догадались, что здесь что-то не то, и решили перепроверить информацию. Но предварительно отдали полученные с датчика данные чиновникам. Так вот когда в мэрии увидели, какое количество пассажиров пользуется маршрутом, его решили закрыть. Таким образом маршрутчики выстрелили сами себе в ногу. В итоге после того, как мы перепроверили и получили другие данные, маршрут продолжил работать, — говорит Дмитрий Беспалов.

По словам экспертов, лучше всего считать пассажиров с помощью электронного датчика.

— Во первых, работа человека стоит значительно дороже. Во-вторых, всегда есть такая штука, как человеческий фактор. До обеда человек будет считать на совесть, а потом устанет и станет невнимательным. С датчиком такого не случается, — уверена Оксана.

Закончить разработку транспортной модели специалисты компании «А+С» планируют до конца текущего года.

— Осенью будет готова базовая транспортная модель. После мы будем делать прогнозируемую модель. Это очень сложный этап работы, так как нам нужно понять, как ваш город будет выглядеть через 5-10 лет, — говорит Дмитрий. – После того как Днепр получит транспортную модель, в нее нужно будет буквально каждый день вносить изменения. К примеру, установят у вас новый светофор — и его нужно будет внести в программу. Таким образом, транспортная модель будет меняться с той же скоростью, с какой будет меняться город. Надеемся, что жители Днепра оценят нашу работу.

Оценят ли эту работу чиновники мэрии — Вот в чем вопрос! Ведь если транспортная модель покажет коллапс в связи с перекрытием города для какого-то мероприятия, то кому-то нужно будет принимать трудное решение.

Ольга Фоменко

Газета ГОРОЖАНИН

22.07.2019