ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Тонем и проваливаемся. Двухдневный ливень натворил в городе немало бед, и поставил немало вопросов…



На глазах горожан тонули машины, почва уходила из-под ног. А здание студенческого общежития начало проседать и дало трещину… Кто виноват и что делать?

Самое резонансное событие произошло вечером 5 октября, когда просело здание общежития №2, принадлежащее «Днепровской политехнике». Здание находится на проспекте Яворницкого, 17, на перекрестке с улицей Гончара.

«Из аварийного здания эвакуированы около 200 человек, которые отселены в общежитие №1, которое находятся в нескольких десятках метров, также на проспекте Яворницкого», — отмечалось в оперативной информации областной пресс-службы ГУ ГСЧС.

Мэр Филатов подтвердил, что произошла чрезвычайная ситуация, есть угроза обрушения здания, на месте работает комиссия. Под здание вечером и ночью заливали бетон и забрасывали землю.

Спасатели установили, что произошло обрушение грунта на площади примерно два на три метра с повреждением части здания общежития. Какая ситуация под зданием – пока неизвестно. Ограждена территория в радиусе 70 метров. Из-за перекрытия движения транспорта в районе аварии утром в понедельник у горожан возникли существенные трудности с проездом к месту работы.

Аварийную ситуацию прокомментировал ректор НТУ «Днепровская политехника» Геннадий Пивняк.

— В субботу некоторых студентов переселили в одно из общежитий, где идет ремонт. Это были вынужденные меры, в воскресенье утром их начали переселять в более комфортные условия. Организовали трехразовое питание для всех студентов, которые были эвакуированы из общежития, — отметил ректор.

Днем позже в мэрии заявили, что выделяют 2,5 миллиона гривен в качестве материальной помощи отселенным студентам, ведь многие из них оставили в обрушающейся общаге свои вещи.

Техногенная чрезвычайная комиссия мэрии назвала причиной проседания здания «критическое состояние инфраструктуры» города.

— В этой части города есть системная проблема с промоинами, — объяснил Филатов. — Здание общежития возвели еще в 50-х годах прошлого столетия. Оно имеет так называемый ленточный, а не капитальный фундамент. Под домом также бомбоубежище.

У общественности другая версия событий – прямо у стены общежития почти полтора года стояла открытая канава для переноса коммуникаций из зоны строительства метро. Сколько за это время попало воды под здание, трудно себе даже представить.

Непогода остановила «скорую»

В субботу из-за продолжающегося сильного ливня некоторые водители были вынуждены обратиться за помощью к спасателям. Так, в 16:56 в службу спасения «101» поступило сообщение, что, двигаясь по грунтовой автодороге по улице Вышивальная Новокодацкого района, автомобиль скорой помощи увяз в грязи. Об этом сообщает пресс-служба ГУ ГСЧС в Днепропетровской области. «Спасатели с помощью буксировочного троса освободили автомобиль медицинской службы из образовавшейся ловушки», — отмечается в сообщении. И это не единственный автомобиль, пострадавший в потоках воды. На жилмассиве Победа горожане украсили дерево автомобильными номерами попавших в водяной плен машин.

Днем раньше в Днепре утонула маршрутка. Жертвой стихии стал автобус маршрута №101 и его пассажиры. Озеро дождевой воды оказалось столь глубоким, что сквозь двери вода основательно залила салон микроавтобуса.

Земля уходит из-под ног

Просадка студенческого общежития – не единственное «земляное» ЧП в городе. Еще один провал образовался на бульваре проспекта Яворницкого напротив оперного театра. Связан ли он со строительством «подземки»? Ответ на этот вопрос дадут специалисты.

Напомним, что 1 марта на проезжей части по улице Гоголя в Днепре в результате обвала асфальтного покрытия образовался провал. Диаметр ямы составлял около 6 метров, глубина — еще больше. Автомобильное движение по этой дороге очень оживленное, и чудом во время обвала никто не пострадал.  

Дословно

Чтобы «провал» не провалился

По словам гидрогеолога с 34-летним стажем работы Валерии Сичкарь, провалы и пустоты образуются из-за износа и утечек в подземных сетях. В Днепре проблему усиливает специфический состав грунта.

— По городу грунты глинистые и суглинистые, они при замачивании переуплотняются, становятся вязкими и склонными к проседанию. Устойчивость грунтов снижается, что угрожает безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Происходит образование неустойчивых грунтов, пустот и провалов, что может нести серьезную опасность, – говорит гидрогеолог.

Моих коммуникаций там нет!

— Моих коммуникаций там, под общежитием, нет, мои проходят по бульвару. Ливневой канализации и дренажей тоже нет. Поэтому я только могу подтвердить слова комиссии, что нужно разобраться. То, что Селин говорит… Ну, может быть, там тоже какая-то правда есть. Весь этот склон… Мы же все знаем, что там глинистые грунты. Нужно посмотреть выводы комиссии, — говорит директор КП «Гидросооружения». — Не забывайте, что у нас жилому фонду по 50-70 лет. Отмостка там, возможно, проблемная была. Она выполняла функцию отвода воды, а со временем могла прийти в негодность.

Сразу две экспертизы

«Две экспертизы, которые позволят оценить состояние поврежденного здания общежития и прилегающих территорий, профинансируют из городского бюджета. Первую проведут специалисты Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры, которые обследуют общежитие и дадут выводы по безопасности дома и рекомендации по его укреплению и реконструкции. Вторую — геологическую — проведет ООО НПП «ГИИНТИЗ». Ее результаты покажут, в каком состоянии находится почва от перекрестка ул. Дмитрия Яворницкого и пр. Гагарина к монументу Славы», — сообщила пресс-служба мэрии Днепра.

Канава вдоль отмостков здания общежития стояла открытой так долго, что в ней начали прорастать деревья. А прошлой зимой она была засыпана землей, но не закрыта асфальтом. Сколько воды попало под фундамент общежития и соседних зданий точно не скажет никто…

Отдельное мнение

Отвечает город!

Опытный строитель и в прошлом работник органов местного самоуправления в своих оценках причин аварийной ситуации со зданием общежития категоричен:

— Канава для переноса коммуникаций может быть неделю или две, годами такие канавы не могут находиться под фундаментом здания. Не могут! В городе много таких мест, где перерыто, выкопано. Яма под общежитием — она должна была привести к таким последствиям или меньшим, но к последствиям. И несет за это ответственность в первую очередь город, потому они разрешения на любую раскопку дают. Без их разрешения никто ничего раскопать не может. Пивняк ни при чем. Кто копал яму, кто давал на это разрешение? Мэрия. Вот мэрия и виновата. Кто дал разрешение и не проконтролировал, чтобы яму закопали?

Если там нет никаких других процессов, может быть, там текла еще какая-то труба. Канализация или выпуск здания. Нужно смотреть, куда уходили стоки.

И даже если это метростроители разрыли, то заказчик — все равно город. И технический надзор должен следить за всеми процессами, которые происходят. Следить, чтобы они не навредили.

Что касается фундамента общежития, то все здания, которые строились 40-50 лет назад, — все они построены на просадочных грунтах на ленточных фундаментах. В царское время свай вообще не было, все памятники архитектуры построены на ленточных фундаментах. И те, кто управляет городом, должны понимать, что замачивать грунты под такими фундаментами нельзя… Если замочить, то он дает усадку, в зависимости от типа просадочности — от 7 до 20 сантиметров на метр толщи. И нужно следить, чтобы коммуникации не текли, чтобы отмостки были, в противном случае все будет трещать и падать.

Подробности

Директор профильного КП «Гидросооружения» Валентин Лазарев признает наличие проблемных территорий, но в массовом потопе винит палую листву.

По словам синоптиков, за два дня выпало полторы-две месячных нормы осадков. Это аномальное природное явление. Тем не менее всю дождевую воду должны были принять водосборные коллекторы. А то, что в некоторых местах вода поднималась более чем на метр и заливала машины по окна, — это уже признак серьезных проблем.

— Дренажные системы сработали, через час-два вода везде поуходила. Сами ливневки, дождеприемники, коллекторы — все это работает. Просто сверху решетка, а на решетке были листья. Сейчас осень, и много листьев нападало. Причем моментально с ливневой водой. На Тополе есть одна решетка на круге, и там место самое низкое. Со всего Тополя каштаны принесло, — объясняет Валентин Лазарев. — Закрыло решетки у меня. Все предприятие было под ружье, 4 и 5 октября мы ездили и чистили решетки. Я лично чистил эти решетки.

Директор КП говорит, что в городе порядка 15 тысяч дождеприемников. Если бы рядом с каждым он мог поставить человека, то затоплений вообще не случилось бы.

— Мы третьи сутки в круглосуточном режиме работаем. Людей не хватает. Сейчас мы готовы принять 20-30 человек на работу, — сказал директор КП.

Тем не менее дело не только в листьях и каштанах. С большим количеством осадков не справляются сами коллекторы. По городу есть несколько очень проблемных мест.

— Яркий пример – улица Байкальская за кругом. Там сечение коллектора – 500, и он перпендикулярно вливается в коллектор по Янтарной. И пока не откроется коллектор по Янтарной, вода с Байкальской не уходит. То же самое на проспекте Правды: только открывается коллектор — сразу же все уходит, — рассказывает Лазарев. И тут же признает: — У нас есть такие места, где не работают ливневки. Их просто нет. Это улица Белостоцкого. Вот там вода дня по три стоит. На проспекте Мануйловском — то же самое. Ливневки там есть, а коллектор нужно ремонтировать давно.

По словам директора КП, его сотрудники не менее двух раз в год прочищают ливневки, коллекторы, дождеприемники и выпуски.

— Выпуск – самое главное, они все выходят в Днепр. Мы вычищаем оттуда песок, посыпочный материал, которым дороги посыпают зимой. Если этого не делать, то всё остальное бесполезно. Если выпуски не работают, то воде некуда уходить, коллектор останавливается, — объясняет Валентин Лазарев. — На левом берегу есть канал Гнилокиш, на его очистку нужны десятки миллионов гривен. Там есть узкие места, где бывают подтопления. Мы их чистим пять-шесть раз в год. Бывает, что и после каждого дождя.

На улице Макарова мы ремонтировали коллектор. Там было два перехвата, и машины там уже ездить не могли, поэтому мы полностью их переделали и забетонировали, уложили решетки.

За год КП, по словам его руководителя, уложило на дождеприемники тысячу решеток. Главным образом эти решетки крадут на металлолом.

— Бывает, после выходных нет 20 решеток, как, например, на Победе. Последнее время покупаем пластиковые решетки, хотя воруют и их, — говорит Лазарев.

Однако главная проблема профильного КП «Гидросооружения» заключается в том, что оно финансируется по остаточному принципу. А прокладка или модернизация коллектора по густо застроенному городу стоит довольно немало.

— Вот на Белостоцкого у нас есть проект по прокладке коллектора, нет денег. На Донецком шоссе коллектор сложный. Он есть и работает, но на коллекторе высажены тополя. Им много лет, и корни деревьев проросли за трубы. Есть места, куда нужно залазить и выпиливать корни пилой. Город вообще же разрастается, и коллектор не справляется. Он уже морально устарел и физически. Поэтому его нужно перекладывать, но это дорого. Это очень большие деньги, — говорит директор КП.

Есть и проблема коммуникаций, сбора и анализа информации. Уже лет двадцать хорошо известно, что система водоотведения на Левобережном-2 не имеет стока. Его запроектировали при советской власти, но построить не успели. А сегодня здесь уже нет свободных земельных участков, чтобы доложить трубу. Директор КП этого почему-то не знал и долго разбирался самостоятельно.

— Я пять лет назад начал разбираться, не могу понять: да что же такое? Все время топит и топит. Мы откачиваем воду, а откачивать некуда ее. Оказывается, что 200 метров коллектора просто не положили. Надеюсь, что на такие вот знаковые места деньги нам выделят, — говорит Валентин Лазарев.

И горожане надеются. Какой смысл вкладывать по полмиллиарда гривен в новый сквер или улицу Короленко, если в городском хозяйстве есть системные и требующие немедленного решения проблемы? Кстати, новый сквер на Набережной Победы тоже затонул в пятничном дожде. Проектанты и строители не подумали о том, чтобы сделать асфальтированные участки наклонными и проложить дренажные канавки.

Газета ГОРОЖАНИН

10.10.2019