ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Финансовый вице-мэр Днепра Владимир Миллер: «Мы очень переживаем»



О чем страдают в днепровской мэрии, обсуждая проект бюджета на 2020 год?

На прошлой неделе вице-мэр по финансам Владимир Миллер рассказал о том, как отразится принятие Государственного бюджета на 2020 год на бюджете Днепра. Катастрофическим для города сценарий окажется в случае, если в столице не решат вопрос полноценного формирования образовательной и медицинской субвенций.

Недофинансированное образование

— Повышение зарплаты учителям школ прописано в постановлении №822 прошлого Кабмина. Но формулу образовательной субвенции не пересчитали, не определили источник финансирования, — рассказывает Миллер. – В рамках города речь идет о сумме около миллиарда гривен. А в рамках страны – это 45 миллиардов гривен! Источников финансирования нет. И ничего лучшего пока не придумали, чем взять и отменить это постановление №822. Но поскольку у нас в стране сейчас происходят удивительные вещи, может так случиться, что постановление не отменят… Тогда для органов местного самоуправления это будет катастрофа. Днепр из этой ситуации выйдет, хотя и с очень тяжкими последствиями. А что будут делать маленькие города с маленькими бюджетами, я не понимаю.

По словам Миллера, и в прошедшие годы Днепр недополучал образовательной субвенции примерно на 6 тысяч учеников.

— Государство нам обещало, что исправит ошибку и пересчитает субвенцию. Но в бюджете-2020 мы этого распределения не увидели. Быть уверенными на 100%, что деньги все же выделят, не можем, — сказал Миллер.

Образовательная субвенция распределяется через ОГА, Миллер говорит, что последние два года город не получил от области ни копейки из дополнительной дотации на содержание образования.

Возник вопрос и о системе профтехобразования, которую тоже нужно финансировать.

— В 2016 году ПТУ передали городу, чтобы мы их финансировали. Причем мы около 200 миллионов в год обязаны тратить на ПТУ, а управление системой осталось на государственном уровне. То есть мы не имеем права ни реформировать училища, ни реорганизовывать их, ни менять руководителей, — говорит Миллер.

В 2020 году ситуацию с финансированием ПТУ новый министр образования обещал изменить.

— Есть пилотный проект, в рамках которого в некоторых регионах все ПТУ вместе с финансированием перейдут под ОГА и облсоветы. Но город будет компенсировать расходы на тех студентов, которые прописаны в городе, где расположены ПТУ. Когда было наоборот, область ничего не компенсировала. Мы не получали деньги на студентов, которые прописаны не в Днепре, а в других городах и селах нашей области! Город платил 100%! – возмутился вице-мэр. — Но у нас пилотного проекта не будет. Училища остаются у нас. И что нам с ними делать?!

В 2020 году город не получит субвенции на строительство и реконструкцию объектов спортивной сферы, в том числе для системы образования.

— Все субвенции, которые были ранее, свернули. Сейчас будет одна субвенция – «Способная школа для лучших результатов». Но как будут распределяться деньги, непонятно, так как пока порядка распределения нет. Мы боимся, что не увидим денег, — говорит Миллер. – Мы в подвешенном состоянии. Непонятно, выполнит государство свои обещания или нет, будет придерживаться договоренностей или же нет. Мы не знаем, как все это дальше будет. Все вы наверняка слышали диалог премьер-министра с членами фракции правящей партии. Он сказал, чтобы не давали деньги на места, связав это с будущими местными выборами.

«Отдел по финансированию социальной сферы»

Не меньшее опасение у вице-мэра вызывает и финансирование медицинской отрасли.

— На ту часть медицинской отрасли, которая через госсубвенцию финансируется городом, нам дают 200 миллионов гривен на год. А это всего 60-65% суммы, необходимой только на первый квартал. На зарплату в первом квартале нам нужно 242 миллиона гривен, а дают на 4 квартала 200 миллионов! А что делать во втором квартале? В МОЗ говорят, что все будет хорошо. Что, мол, до второго квартала «вторичка» перейдет на финансирование Национальной службы здоровья, — вздыхает Миллер. – Будет какая-то полтавская экспериментальная модель, которую протестировали в текущем году. Говорят, чтобы мы не волновались. Но как «вторичка» за три месяца пройдет реформирование, никто не знает и не говорит. Соответствующего постановления нет, правил нет. Зато есть опыт, когда «первичка» переходила в новую модель за 9 месяцев!

На переход «первички» (это амбулатории семейной медицины. — Ред.) бюджет города потратил около 100 миллионов гривен.

— Покупали оборудование для кабинетов и технику, делали качественную связь, технику покупали, всё должно было соответствовать условиям Нацслужбы здоровья. Условия и сейчас будут, но мы их не знаем до сих пор, – возмущается вице-мэр. – А по поводу полтавской модели… Кто-то слышал из вас, что она реально успешная? Там 60% финансируется НСЗУ, а остальное больница зарабатывает на открытом рынке самостоятельно. Но есть же больницы с хорошей материальной базой и специалистами, а есть больницы не с очень хорошей базой.

Возникают проблемы и с более мелкими госсубвенциями для медицинской отрасли.

— Есть субвенция на лекарства для пациентов с сахарным диабетом и почечной недостаточностью. Средства поступают на область, а потом деньги передают городам. В текущем году только по сахарному диабету нам не хватило 16 миллионов гривен. Пришлось дофинансировать из бюджета города, — рассказывает Владимир Миллер. — Я считаю, что недофинансирование образовательной и медицинской отраслей – масштабная проблема для местных бюджетов. Мы либо превратимся в отдел по финансированию социальной сферы, либо с трудом будем выполнять какие-то хозяйственные функции.

60% бюджета города ежегодно идут на выплату зарплаты бюджетникам, оплату коммуналки бюджетной сферы. Миллер говорит, что суммы этих статей расходов — колоссальные.

Компенсация и долги

— До 2016 года с учетом коэффициента инфляции мы удерживали и пересчитывали платежи за аренду земли. Но уже три года, как центральная власть запретила нам это делать. Мы обращались к новой власти, просили, чтобы они внесли правки и разрешили нам тем самым применять при расчетах коэффициент инфляции. Это позволило бы получать дополнительные 200 миллионов гривен. Но нам отказали, — развел руками Миллер.

Еще одна головная боль вице-мэра – компенсация разницы в тарифах на отопление. Тут имеется в виду ситуация с КП «Комэнергосервис», которое последний отопительный сезон покупало тепло у Приднепровской ТЭС дороже, чем продает своим абонентам.

— Мы для «Комэнергосервиса» не можем уже два месяца утвердить тариф в НКРЭКП. Но тот же НКРЭКП при этом увеличил тариф на энергоноситель, — рассказывает вице-мэр. – Такая проблема — во всех городах. Центральная власть по политическим мотивам не позволяет повышать тариф, чтобы не вызвать негативный социальный отзыв. Но для монополистов, которые ближе к центральной власти, НКРЭКП повышает тарифы своевременно. Раньше мы получали субвенцию на компенсацию «политической разницы» в тарифе. Мы обращались к новой власти, говорили, что если не дают нам на местах повышать тарифы, то пусть компенсируют разницу. Но соответствующую правку не поддержали. По все тем же политическим мотивам.

Здесь имеется важное уточнение. Месяц назад представители Приднепровской ТЭС заявили, что задолженность КП «Комэнергосервис» за поставленное тепло составляет более 100 миллионов гривен. Из горбюджета, по сравнению с другими КП, «Комэнергосервис» получает не так уж и много. За поставленное тепло предприятие, выходит, вообще не платит. Почему тогда Миллер страдает по этому поводу?

— Это не моё профильное направление деятельности. Но, как я понимаю, долг «Комэнеросервиса» появился по другим причинам. Модель поставки тепла сформировалась тогда, когда теплопотери еще никто не считал. Сейчас 20% тепла, которые мы покупаем у ТЭС, мы не можем дотранспортировать до абонентов. И, учитывая разницу в тарифе, несовершенство модели поставки тепла, получился долг, — говорит Миллер. – Я не могу сказать по поводу долга «Комэнергосервиса», но у нас долгов перед КП нет.

Непростое положение

— Есть субвенция по компенсации льгот на проезд в транспорте ряда льготников. Два-три года назад мы получали эти деньги, сейчас — нет. То же самое и с субсидией на ЖКХ. По всей стране накопились огромные долги по этим субсидиям. Поставщики услуг пошли в суды, и уже есть решения, которые обязывают города оплачивать долги и огромные штрафные санкции! Но при чем тут города?! Это долги, которые накопились «благодаря» политике центральной власти! – возмутился Миллер.

По словам вице-мэра, города обращались в Киев с просьбой предоставить субвенцию на выплату долгов, но вопрос так и не решился.

— Понимания мы не нашли. Как решать данную проблему, вообще непонятно, — говорит Миллер. – Вот в таком непростом положении оказались на сегодняшний день органы местного самоуправления. Нас центральная власть не услышала. Да, мы как-то выкрутимся, врачей и преподавателей без денег не оставим. А вот как будут справляться с этой ситуацией маленькие города, мне непонятно.

Из позитивного в Государственном бюджете Миллер считает то, что в городах будет оставаться акциз с топлива. И то за эту норму бюджета-2020 пришлось долго воевать с Кабмином.

— Это маленькая позитивная новость, но глобально на проблему с городским бюджетом она никак не повлияет, — говорит Миллер.

На чем конкретно мэрии придется экономить в 2020 году, пока непонятно совершено.

— Город может недополучить 2 миллиарда — это примерно весь объем денег на социально-экономическое развитие. Тогда развития не будет, будут только защищенные статьи. Если сценарий будет не катастрофическим, а просто плохим, то недополучим примерно 1,2 миллиарда. Придется останавливать все хозяйственные процессы, — сетует Миллер.

Пересматривать в сторону роста ставки местных налогов и сборов Миллер не хочет. В частности, считает, что увеличивать более чем скромную ставку парковочного сбора при достаточно высокой стоимости услуги паркования в Днепре смысла нет.

— Сегодня от парковок мы собрали около 11 миллионов. Планируем собрать в 2020 году 25 миллионов. Если мы даже в два раза поднимем сбор, соберем 50 миллионов. Но это не решит глобальную проблему. На практике, когда ставки парковочного сбора были выше, операторы парковок уходили в тень и не платили нам ничего… Нет, в принципе, налоговую нагрузку мы не планируем увеличивать. Где-то законодательством мы ограничены, где-то просто нет смысла этого делать. Вот мы налог на землю если увеличим, то землепользователи просто перестанут платить, — в финале вздохнул вице-мэр Владимир Миллер.

Ольга Фоменко

Газета ГОРОЖАНИН

21.11.2019