ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Дороже на 50%. В мэрии Днепра попробовали в очередной раз обосновать повышение стоимости проезда в горэлектротранспорте



На выходных в троллейбусном депо №1 состоялись общественные обсуждения по поводу увеличения стоимости проезда в трамваях, троллейбусах и метро до 6 гривен

 «Поэтому мы тут и собрались»…

— Будем обсуждать повышение цены на проезд в трамваях, троллейбусах и метро. Все знают, что у нас сейчас происходит процедура регуляторного акта. Есть проект решения исполкома об увеличении цены с 4 до 6 гривен. Нужно по этому поводу провести публичные слушания или обсуждения. Поэтому, собственно, мы тут и собрались, — сказал директор департамента транспорта мэрии Игорь Маковцев и передал слово заместителю директора КП «Горэлектротранспорт» Владимиру Сусленкову.

Сусленков взял указку и принялся с помощью графиков и таблиц объяснять, почему нужно повышать стоимость проезда.

— С 2015 года в Днепре активно развивают электротранспорт. Приобрели 51 низкопольный троллейбус. В этом году подписали контракт с ЕБРР на кредит. А это будет еще 45 троллейбусов. Также мы закупили 20 б/у трамваев, которые до этого работали в Германии, — рассказывает Сусленков. – Такие изменения, а также постоянное поддержание транспортной инфраструктуры, требуют определенных финансовых вливаний.

На сегодняшний день «Горэлектротранспорт» эксплуатирует 402 единицы подвижного состава: 248 трамваев и 154 троллейбуса.

— В бюджете на 2020 год наше предприятие профинансировано неплохо. Учтены все защищенные статьи: зарплата, коммунальные платежи. Но чтобы удержать такие темпы развития, нам нужны еще деньги. Нужны средства на содержание контактной сети, опор, трамвайной колеи. Если мы повысим тариф на 2 гривны, это позволит предприятию получить дополнительные 50-60 миллионов прибыли в год, — говорит Сусленков. – У нас есть планы провести капитальный ремонт трамвайного полотна по маршрутам №5, 12, 18 и 19. Банки дают нам деньги, но им нужны проекты, сделать которые должны мы.

Стоимость одного такого проекта, по предварительным оценкам, составляет 2-4 миллиона гривен.

Далее Владимир Сусленков принялся демонстрировать фотографии, подтверждающие критическое состояние контактной сети и разрушающихся опор.

— У нас есть участки контактной сети, где провода — как струны гитары. И таких участков много. А опоры… У нас на балансе их порядка 11 тысяч. 300 трамвайных опор и 700 троллейбусных находятся в плачевном состоянии. Замена одной опоры стоит порядка 70 тысяч гривен, — говорит Сусленков и показывает снимок разрушенной опоры. – С подстанциями есть проблемы. Они у нас огромные и не энергоэффективные.

Еще дополнительные средства КП нужны для выплаты зарплаты водителям, которые после окончания учебы придут на предприятие.

— У нас сейчас учатся водители на курсах. В марте они заканчивают учебу, и мы получаем 80-90 водителей. Фонд зарплаты для них составит около 12 миллионов гривен, — рассказывает Сусленков.

Далее заместитель директора КП сообщил, что 6 гривен за проезд в электротранспорте — не такая уж большая цена. Мол, в других городах Украины проезд дороже.

В Киеве проезд — 8 гривен, в Мариуполе – 7 гривен, в Тернополе, Харькове и Львове – 6 гривен, — говорит Сусленков. – Дело в том, что за последние пару лет все составляющие работы электротранспорта увеличились. Это и зарплаты, и запчасти для подвижного состава. Из-за всего этого в тариф 4 гривны мы уже не укладываемся. Поэтому мы и попросили поднять стоимость проезда.

Надобно сказать, что подобного рода статистика – штука обоюдоострая. На сегодняшний день проезд в трамваях Каменского и троллейбусах Хмельницкого стоит 3,5 гривны. За три гривны можно прокатиться в электротранспорте Житомира, Конотопа, Полтавы, Черкасс и Черновцов. Две с половиной гривны стоит проезд в электротранспорте Кривого Рога и Кропивницкого. А в троллейбусах Кременчуга проезд стоит всего 2 гривны, хотя троллейбусный парк в этом городе практически на 100% состоит из новых низкопольных машин. Таким образом, разница между самым высоким и самым низким тарифом на проезд в электротранспорте в городах Украины составляет 6 гривен – стоимость проезда в электротранспорте Киева в 4 раза превышает стоимость проезда в троллейбусах Кременчуга.

Какие еще аргументы у мэрии Днепра в пользу повышения тарифов?

Аргументы есть!

После Сусленкова объяснять горожанам повышение цены на проезд взялся Маковцев.

— Мой коллега немного скромно обозначил по поводу закупки троллейбусов. Мол, купили 54 троллейбуса за 3 года. Годами до этого город не покупал подвижной состав в таком объеме, — говорит Маковцев. – За 10 лет могли купить 5-10 штук. А мы за 3 года обновили половину троллейбусного парка! Еще проводятся предприятием капитальные ремонты, модернизация подстанций, которая позволяет экономить электроэнергию. В следующем году будем запускать троллейбус на жилмассив Приднепровск. Все это в комплексе позволяет нам говорить о повышении качества услуги. И мы хотим, чтобы предприятие развивалось в таком темпе и дальше.

По словам директора департамента транспорта, на предприятии есть необходимость увеличить зарплату сотрудникам. К примеру, слесарям. Их в КП осталось очень мало.

— У водителей зарплата хорошая, а у слесарей – ниже. А это квалифицированный персонал между прочим. И любое СТО даст нашим ребятам в два-три раза выше зарплату. Слесари нам нужны, так как от них в том числе зависит выход на линию подвижного состава, — говорит Маковцев. – У нас 15 человек слесарей осталось! Они получают по 7 тысяч гривен, а на СТО могут получать до 30 тысяч! И вот как нам их удерживать? Как нам другие кадры удерживать? Людям нужно увеличивать зарплаты. И плюс нужно делать все возможное, чтобы предприятие не теряло темпы развития.

По словам бухгалтеров КП «Горэлектротранспорт», себестоимость одной поездки в трамвае и троллейбусе Днепра для предприятия составляет 9,10 гривны.

Правда, есть более обобщенные цифры корпорации «Укрэлектротранс». Дело в том, что доходы предприятий горэлектротранспорта определяются пассажиропотоком, а расходы – себестоимостью одного километра транспортного пробега на линии. Это своеобразный интегрированный показатель рациональности хозяйственной деятельности.

Так вот, по итогам первого полугодия 2019 года, себестоимость километра пробега электротранспорта (смешанная цифра для троллейбусов и трамваев) в Днепре стоит 53,06 гривны. Для сравнения: в Киеве – 52,37 грн, в Одессе — 38,28 грн, в Виннице — 43,71 гривны. А самую низкую себестоимость одного километра пробега электротранспорта показал Николаев – 34,87 гривны.

В зале, где проходило обсуждение тарифа, присутствовали более 50 человек. Возмущений по поводу увеличения стоимости проезда ни от кого не последовало. А вопросы относительно работы трамваев, троллейбусов и метро у горожан были.

А что с метро?

— По последней нашей информации, себестоимость проезда в метро — около 29 гривен из-за неполной загруженности метрополитена. У нас метро находится в жесточайших условиях. Нигде такого нет! В районе станции «Покровская» тоннель метрополитена входит в подземную реку. И нам нужно постоянно перекачивать через тоннель эту реку. Потому что если мы этого делать не будем, то вода пойдет в тоннель, — говорит Маковцев. – Помимо этого, там других проблем полно! Недавно только говорили о том, что по маршруту метро уже не работает ни один завод! Большие перерывы в графиках движения поездов. Я спускаюсь в метро только в том случае, когда мне неважно время прибытия куда-то. Там же так: если на поезд опоздал, загораешь на станции 15 минут.

После страшилок Маковцев перешел к планам развития метрополитена.

— Планируется открытие трех дополнительных станций. Это плюс 8 поездов и 30 машинистов! Знаете, сколько нужно учить машиниста? Два года минимум. Подготовка кадров для метрополитена – довольно длительный процесс. Вот недавно был выпуск в профильном учебном учреждении и распределение специалистов. К нам из этого выпуска пришли единицы. Так что уже сейчас нужно думать, где брать машинистов, и самое главное — как их удерживать на предприятии, — сказал Маковцев.

Помимо привлечения и удержания кадров, у метрополитена еще есть головная боль в виде необходимости в проведении ремонтов.

— Хотим мы или не хотим, но скоро нашему метро исполняется 25 лет. Последние 3-4 года проведение ремонтов более-менее начали финансировать. Эскалаторы мы ремонтируем, вагоны. Ремонт одного эскалатора обходится примерно в 2,5 миллиона гривен, — говорит представитель метрополитена. – Параллельно нужно менять систему управления эскалаторов. Делам так, чтобы они не работали впустую. А то у нас поезд пришел, пассажиры вышли, и 15 минут эскалатор просто так работает. Такая система нам нужна, но одна система стоит около миллиона гривен.

Вопросы от сотрудников

На обсуждениях присутствовал кондуктор троллейбуса. Он поинтересовался у своего руководства, планируют ли они улучшать условия труда для работников и повышать им зарплату.

— У нас есть планы, которые в летний период, когда снижается пассажиропоток, часто не выполняются. Я приходил к руководству, просил, чтобы планы пересматривали. Но никто ничего не сделал. А условия труда? В туалет негде сходить! Троллейбус №14, к примеру (я там работал). Куда там пойти в туалет? Ну и зарплаты. Обещали одно, а получаем мы по факту другое. К нам люди приехали из Донецкой области, думали, что будут получать 7-7,5 тысячи гривен. Не получили и ушли через пару месяцев. Я, к примеру, получаю 5 тысяч. Так что когда пишут, что зарплата у кондукторов 7 тысяч гривен, врут, — говорит кондуктор.

— Ну, рекламу никто не отменял, — говорит Маковцев. — Вы не можете упрекнуть предприятие, что кто-то из кондукторов не получает 7 тысяч гривен. Есть в КП у кондукторов такие зарплаты. Так чего же, приглашая на работу людей, писать более низкие зарплаты? Чтобы вообще никто не пришел? И ведь это работает. Вы сами сказали, что люди из Донецка приехали к нам работать кондукторами. Что касается условий труда. Да, они катастрофические. Я когда это вижу, у меня слезы наворачиваются. Кондукторы – это «люди-машины». Наверное, кондуктор – это самое последнее, кем я пойду работать, если, не дай бог, мне придется работать. Это действительно тяжелая работа. Но она же при этом и низко специализированная. И это тоже нужно понимать. Кондукторы – это в большинстве своем люди, которые закончили 9 классов.

Относительно отсутствия туалетов на ряде маршрутов Маковцев сказал, что руководство КП договорилось с рядом кафе, и кондукторы с водителями могут без проблем пользоваться санузлами точек общепита.

Два слова о детях

Еще один вопрос, который задали транспортникам, касался решения о льготном проезде школьников. На время каникул данное решение не действует и детвора платит полную стоимость проезда.

— Планируют ли вносить в решение о льготном проезде школьников изменения, чтобы им предоставлялась 50-процентная скидка и во время каникул, и в выходные дни? – спросили у Маковцева. – Вы считаете, что на выходных и во время каникул дети должны сидеть дома?

— Я не считаю, что в выходные и во время каникул дети должны сидеть дома. Я считаю, что если ребенок едет на выходных или во время каникул куда-то, куда ему необходимо, то это не сверхсоциальная нужда ребенка, — сказал Маковцев.

— Занятия спортом и в школе эстетического воспитания — это не сверхсоциальная нужда? – уточнили у чиновника.

— Это дополнительное образование. Вы же можете и не ходить в музыкальную школу, правильно? Общеобразовательная школа – это социальная потребность. Это гарантия государства. А когда едет ребенок с родителями в 22:00 якобы с занятий? Ну какая там школа? Но это ладно уже. А если мы говорим о каникулах, то они для чего нужны? Для того, чтобы ребенок отдыхал. Вот пусть дети и отдыхают. А те родители, которые считают, что их ребенок не загружен достаточно, которые считают, что он должен каждый день получать новые знания во всех сферах народного хозяйства… Я считаю, что это идет не от ребенка, а идет больше от родителей. И если родителям так хочется, то у них должны быть средства, чтобы во время каникул ребенок посещал какие-то секции. Я своего ребенка не заставляю ничего делать. Потому что каникулы – это каникулы. Это – отпуск ребенка.

Проект решения об увеличении стоимости проезда в трамвае, троллейбусе и метро будет вынесен на ближайшее заседание исполкома горсовета. В случае, если его примут, а примут его почти наверняка, то уже через месяц-полтора мы будем платить за проезд в трамваях, троллейбусах и метро Днепра по 6 гривен. Готовьтесь.

Ольга Фоменко

Газета ГОРОЖАНИН

Заглавное фото: gorod.dp.ua

Кино в тему:

Почему горожане не хотят работать водителями трамваев / троллейбусов и кондукторами? На сколько тысяч гривен обманывают потенциальных водителей горэлектротранспорта? Об этом рассказывается в сюжете 9 канала.

18.12.2019