ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Коронавирусная «гастроль» Днепровского оперного



В один день — 11 марта — ВОЗ объявила пандемию коронавируса, а театр из Днепра поехал… на европейские гастроли.  В этой истории так много странного, что её не хотят комментировать ни областные власти, ни руководство театра оперы и балета

Массовая обсервация

Неделю назад из официального пресс-релиза ДнепрОГА стало известно, что более 40 артистов и работников сцены Днепровского театра оперы и балета отправили в обсервацию.

Как оказалось, руководство театра взяло на себя смелость оправить труппу двумя автобусами через всю Европу на гастроли в Женеву. Из Днепра артисты и работники сцены выехали 11 марта.

Давайте вспомним, что происходило в этот день в странах ЕС. По состоянию на 11.03.2020 года в Германии было зарегистрировано 1 565 случаев коронавируса, во Франции – 1 784, в Испании — 1 695, в Нидерландах – 382, в Норвегии – 400, в Швеции – 355, в Бельгии – 267, в Дании – 262, в Австрии – 182, в Польше – 22. В Швейцарии, где должны были проходить гастроли по состоянию на 11 марта был зафиксирован 491 случай коронавируса.

В этот же день канцлер ФРГ Меркель выступает с паническим заявлением: «Вирус уже есть на территории, у населения нет иммунитета и не существует лечения, от 60% до 70% населения будут заражены». А Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 11 марта объявляет о том, что коронавирусная эпидемия переросла в мировую пандемию.

Спектакль в Женеве должен был состояться 17 марта. Но 28 февраля Швейцария в связи с распространением коронавируса отменила все массовые мероприятия. Как сообщали СМИ, запрет распространился на все мероприятия, на которых одновременно присутствуют более тысячи человек. Действовать запрет должен был как минимум до 15 марта. Далее по ситуации.

Казалось бы, что серьезные и ответственные руководители должны были принять волевое решение и остановить гастрольную поездку через переполненную коронавирусом Европу. Однако «гастроль» началась.

Итоги её можно было предсказать заранее. Два автобуса из Днепра проехали Польшу и Германию. 14 марта они остановились на ночлег во Франции, а после отправилась обратно в Днепр. Успели вовремя, так как в Европе, в том числе и в Украине, начали быстро закрываться границы.

По возвращении в город у троих участников труппы обнаружили незначительное повышение температуры. Их отправили в городскую инфекционную больницу.

Остальных артистов и работников сцены заперли на двухнедельную обсервацию в помещениях турбазы.

«Трое участников гастрольной труппы находятся в больнице №21. Что именно у них — обычное ОРВИ или COVID-19 — выявит дальнейшее наблюдение и обследование. Остальные участники коллектива находятся в обсервации. Медицинские работники будут наблюдать за их состоянием здоровья ближайшие две недели. Сейчас все чувствуют себя хорошо и не имеют симптомов болезни», – сообщил 15 марта директор департамента здравоохранения ДнепрОГА Валерий Сердюк.

Спустя неделю появилось официальное сообщение о том, что у работников театра в инфекционной больнице коронавируса не выявили. Остальная гастрольная труппа пока продолжает находиться в обсервации.

Коронавирус нипочем?

Мы пообщались с артистами, которые отправились в Европу, и узнали о нюансах несостоявшихся гастролей. Естественно, что все, до кого мы дозвонились, панически боятся не столько эпидемии, сколько возможных репрессий от начальства за «слив информации». Естественно, что мы пообещали всем нашим собеседникам не обнародовать их имена. Но аудиозаписи в редакции есть.

Для начала нам рассказали о странностях именно этой гастрольной поездки.

— В Женеве у нас были запланированы спектакли «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Гастроли в Швейцарию наш театр почему-то вообще не афишировал. Даже на сайте театра не было новости о том, что труппа уезжает на гастроли. Вычислить эту поездку можно было только по репертуару театра — на две недели балетные спектакли не ставили. Когда мы ездили на гастроли в Голландию и Италию, то об этом знали все. Об этом трубили, где только можно! А в случае со Швейцарией, почему-то никаких анонсов не было, — рассказывает запертый на обсервацию сотрудник театра.

Ехать на гастроли в разгар карантина многие артисты театра категорически не хотели. Пытались убедить руководство в том, что такая поездка небезопасна. Убедить не вышло, и артистов отправили в Женеву.

— Когда мы начали готовиться к гастролям, уже было известно, что Польша на карантине. Многие артисты ехать не хотели из-за ситуации с коронавирусом. Нас переубеждали, говорили, что, мол, все будет нормально, что спектакли состоятся, — рассказывают артисты. — Выехали мы 11 марта в 6 утра. 12 марта, в 4 утра, уже пересекали границу Украины. После переночевали в Польше и выехали во Францию. Там мы оказались 13 марта в 11 утра. Во Франции наш художественный руководитель Андрей Литвинов объявил нам, что гастроли отменяются и мы едем домой. Он и сам недоумевал, почему мы поехали за границу в такой, мягко скажем, небезопасный период.

По словам артистов, руководство театра на вопросы относительно необходимости ехать в Швейцарию в разгар коронавируса сообщило, что «если не ехать, то театру придется заплатить солидную неустойку».

Что же это за договор был такой, в котором не предусмотрены форс-мажорные обстоятельства? Кто его составлял? Кто был стороной договора с украинской стороны – непосредственно театр оперы и балета? Или антрепризный театр «Классический Гранд Балет» (торговую марку на этот театр нынешний директор оперного Константин Пинчук зарегистрировал 25.05.2007 под №76532)? Или какое-либо третье лицо – посредник? Задавать эти вопросы приходится потому, что на гастрольной афише указано участие в спектаклях сразу двух украинских театров – днепровского и киевского. А организаторы гастролей на эти вопросы отвечать не хотят.

— Мы разговаривали с руководством театра, пытались переубедить, чтобы отменить поездку. Но нам сказали, что денег у театра для выплаты неустойки нет, поэтому придется ехать. Мы и поехали… На свою голову. Не поехать не могли. Это наша работа. И просто так взять и отказаться нельзя. Нам так прямым текстом и говорили. Что, мол, вы не имеете права отказываться от поездки. Для этого нужны были очень веские причины. Двое артистов не поехали, им повезло, они заболели, у них температура 39 градусов была, — рассказывают артисты. – Да и то, руководство до последнего было уверено, что ребята срочно выздоровеют и все же поедут в Швейцарию.

Одним из главных аргументов руководства был такой вот пассаж (его все наши собеседники излагали с разными нюансами, но в целом он выглядит так): «Если мы не поедем – нас обвинят в срыве договорных обязательств, а если поедем и автобусы просто завернут назад на какой-то карантинной границе, то мы в срыве гастролей не виноваты».

Получается, что целью этих «коронавирусных гастролей» были, собственно говоря, не спектакли в Женеве, а поиск вариантов для неуплаты возможной неустойки. И именно под такую «благородную» цель решили пожертвовать безопасностью, жизнью и здоровьем подчиненных работников театра? Жуткая версия. Но её никто не спешит объяснить или опровергать.

Заговор молчания

По словам артистов, поездка у них была более чем сложная.

— Мы фактически неделю провели в пути. Автобус долго стоял на границе. Дорога была длинная и тяжелая. Когда мы возвращались в Украину и подходила наша очередь на прохождение контроля, водители нашего автобуса решили взять в салон посторонних людей. Эти люди были за границей и теперь возвращались в Украину. На наших попутчиках не было масок. Мы понятия не имели, в каких странах они были, как они себя чувствуют. Некоторые из нас начали возмущаться, но что толку… Нам сказали, что нужно соотечественникам помогать, нужно милосердней быть, — рассказывают артисты из обсервации. — Можно было хотя бы наших попутчиков пересадить в другой автобус и провезти их чрез границу. Всю нашу труппу разместить в одном, а их – в другом. Но этого никто не сделал. На наше здоровье всем было просто плевать. И мы просто не могли повлиять на ситуацию.

От Франции до Польши артисты ехали 25 часов. На границе с Украиной простояли еще 20 часов в очереди (как раз Украина закрыла большую часть пограничных КПП), после — 3 часа на таможенном контроле.

— 16 марта мы приехали в Украину. Речи о том, что нас поместят в обсервацию, не было. Предложили уйти на карантин. И 80% труппы готовы были это сделать. Но потом наш руководитель Андрей Литвинов сказал, что в обсервацию нас отправляют в принудительном порядке. И отправили. Сейчас мы находимся в санатории «Лесной» под Днепром. Трое человек отправили в больницу, так как у них была повышенная температура. Тесты оказались отрицательными — коронавирус у них не подтвердили, но они все равно пока под наблюдением врачей. Ну а нам в «Лесном» придется еще неделю сидеть. Что будет дальше, непонятно, — рассказали артисты.

Мы попытались задать вопросы областной власти о том, как вообще могла быть санкционирована и одобрена такая гастрольная поездка в столь неблагоприятных условиях. Почему именно областной власти? Потому что оперный театр находится в областной собственности и управляется из ОГА и облсовета.

В пресс-службе облгосадминистрации, куда мы обратились с просьбой, чтобы ситуацию с гастролями оперного прокомментировала начальник управления культуры, национальности и религий ДнепрОГА Наталья Першина, нас перенаправили в Днепропетровский областной совет. Хотя ранее практически все, что касалось театра оперы и балета, комментировала именно Першина. Из неофициальных источников мы узнали, что ОГА вроде как делает вид, что ничего не знала об этих гастролях.

В областном совете нам радостно сообщили, что вопрос гастролей оперного – это в Днепропетровскую ОГА, в их управление культуры. А также поделились телефонным контактом с директором театра оперы и балета Константином Пинчуком.

У нас было совсем немного вопросов:

1.Кто непосредственно принимал решение о начале гастрольной поездки 11 марта?

2.Действительно ли поездка работников театра на автобусах через охваченные эпидемией страны Европы нужна была только для того, чтобы не платить неустойку?

3.Кто с украинской стороны подписывал контракт о гастрольных спектаклях и как в нём оказались артисты киевской оперы?

Руководитель театра Пинчук, когда журналистка «Горожанина» представилась, оказался весьма неразговорчивым.

— Карантина не было, когда артисты поехали. Контракт был подписан в январе текущего года. Когда мы ехали, не было карантина ни в одной стране Европы. 11 марта мы выехали, и никакого карантина нигде не было, — сказал Пинчук и, не попрощавшись, положил трубку.

Больше на наши звонки директор театра не отвечал. Кстати говоря, на момент начала гастролей Пинчук вроде как находился в двухнедельном отпуске.

Так кто же принял решение рискнуть людьми ради прибыли?

Виталий Теплов

Газета ГОРОЖАНИН

24.03.2020