ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Днепр распрощался с общественным транспортом, в городе началась эпоха такси



Заварили эту транспортную истерику в столице, а местной власти нужно самостоятельно решать вопрос: добивать бизнес в городе отсутствием автобусов для сотрудников предприятий или пожалеть?

Не более 10 пассажиров

В связи с угрозой распространения коронавируса с 18 марта в Украине на правительственном уровне ввели ряд ограничений касательно городского общественного транспорта. В частности, в трамваях, троллейбусах, автобусах и маршрутках запретили перевозить более 10 пассажиров одновременно, а метро и вовсе остановили. Хотя как раз именно в метро проще всего организовать системную и регулярную дезинфекцию станций и подвижного состава. Полиция Авакова рьяно взялось за дело. Если в салоне находилось больше 10 человек, водителю выписывали нешуточный штраф – около 20 тысяч гривен.

Такая мера по ограничению наполнения салонов пассажирами взята из старых советских учебников эпидемиологии. Но в те времена государство, вводя её, одновременно решило бы как минимум три главных вопроса: 1) какие предприятия остановить; 2) где взять дополнительный подвижной состав; 3) как компенсировать убытки перевозчиков. У нас не позаботились ни о чем, скинули эти проблемы на местную власть.

Буквально в первый же день неудобного для горожан и убыточного для перевозчиков нововведения в Днепре случился транспортный коллапс. Люди не смогли попасть ни на работу, ни домой. Шли пешком. А полиция только за 19 марта выписала 31 протокол на общую сумму штрафов более чем 500 тысяч гривен. 180 водителей отказались выходить на работу, 6 маршрутов полностью остановились.

Больше всего проблем оказалось у перевозчиков, которые используют автобусы большой вместимости. Владелец компании «ДнипроБас» Сергей Куликов возмутился тем, что полицейские выписали штрафы за то, что в рассчитанном на 90 человек салоне находилось больше 10 пассажиров.

«Сегодня был армагеддон со стороны «доблестной патрульной полиции»… В автобусе на 90 человек проехалось 9 пассажиров и 4 бабушки-льготницы… Водитель попал на 17 тысяч гривен», — написал Куликов в соцсетях.

21 марта на маршруты вышло всего 60% автобусов от планового количества в выходной день. Интервалы между автобусами растягивались до 40 минут. Маршруты №7 и 158 вообще остановились.

Автобусы большой вместимости отправили на стоянку, на маршруты вывели автобусы малой и средней вместимости. А что делать, если у автопредприятия нет «Газелей» и «Мерседесов»?

30 гривен за проезд

Почти сразу же в Днепре случился громкий скандал, расставивший точки над «i». Он был связан с появление на линии 38-го маршрута больших автобусов со стоимостью проезда в 30 гривен и табличкой «специальные перевозки». Автобус принадлежал «ДнипроБасу». В мэрии на это отреагировали без особых раздумий.

— Есть городские маршруты, а есть нелегальные перевозки. И там, где подняли цены, — это не городские маршрутки. Как только мы начали задавать вопросы о тарифе, они быстро поснимали трафареты. Формально — это нелегалы, и их проверять и уничтожать должны сотрудники «Укртрансбезопасности», — сообщил сотрудник департамента транспорта Васючков.

— Мое транспортное предприятие «ДнипроБас» борется за выживание законными методами. Мы законно запустили «нерегулярные специальные перевозки в пределах города». Это как заказ такси, но только автобуса, — отреагировал Сергей Куликов. — Так, например, возят сотрудников промышленных предприятий. Я же заключил соглашение с группой лиц из 10 человек.

Правительственный запрет перевозить более 10 человек в салоне относится к общественному транспорту, а запрета на осуществление регулярных и нерегулярных перевозок по городу нет.

Куликов привел простую арифметику: затраты топлива 12-метровых автобусов на 90 пассажиров — свыше 69 кубов метана на 100 километров. Это 1970 гривен расходов в день. Плюс дневная зарплата водителя — 400 гривен в день. Итого – 2370 гривен. А выручка?

— 10 пассажиров по 8 гривен — это 80 гривен за полурейс. Или 160 гривен за полный круг от Левобережного-3 до центра. Таких кругов автобус делает девять. Получается 1440 гривен в день. Считаем и получаем минус 930 гривен. На линию утром я выпустил 16 машин, все вместе они привезли 15 000 гривен убытка. Еще я оплатил аренду площадки, накормил семьи ещё 10-ти человек в мастерских, двух медиков, слесарей и механиков и вышел на минус 40 тысяч гривен только за один день. Помочь некому! Рассчитал точку безубыточности: 30 гривен проезд для 10 человек. Будет разрешено перевозить по 20 человек – проезд будет стоить 15 гривен, — подсчитал Сергей Куликов.

Решить проблему можно только одним способом — дотировать перевозку пассажиров во время карантина из бюджета.

— Сделайте транспорт бесплатным для пассажира! Возложите оплату за один километр транспортной работы автобуса на бюджет. Закажите эту услугу у предпринимателя! Не заставьте работать в убыток, не заберите силой, не задавите всеми силовыми структурами, а закажите, как во всем цивилизованном мире, если у вас не хватает транспорта, — резонно предлагает Куликов.

По его словам, текущая себестоимость обслуживания перевозок на километр для большого автобуса составляет 30 гривен, для «Богдана» — 25 гривен, для «Спринтера» — 15 гривен.

Вообще без транспорта

Город платить из бюджета за проезд горожан точно не хочет. В мэрии считают, что дотировать перевозчиков, которые выполняют распоряжение правительства, должны не из местного, а из государственного бюджета. Кто заказал музыку, тот и платит. Но что на фоне этого противостояния делать обычным горожанам?

— На маршрутах объективно падает количество машин в связи с тем, что у собственников автопредприятий заканчивается топливо. Мы обращались за помощью к государству, но ответа нет. Перевозчики несут убытки порядка 700-900 тысяч гривен в день. К этим убыткам добавляются и штрафы полиции за превышение максимально допустимого количества пассажиров, — анонсировал перемены Иван Васючков. — Может так случиться, что в Днепре будет работать только транспорт, подвозящий к месту работы медиков, полицейских, спасателей и так далее.

И перемены не заставили себя долго ждать. Мэрия решила остановить общественный транспорт. Троллейбусы, трамваи и 12 спецмаршрутов автобусов будут обслуживать только работников полиции, экстренных и коммунальных служб, предприятий критически важной инфраструктуры, врачей и сотрудников аптек. Им печатают желтые спецпропуска. Остальным предложено передвигаться пешком или в такси. Пресс-служба мэрии сообщила об этом днем во вторник. И сразу же отозвала свой релиз «для уточнений». Как оно всё будет в реалиях – посмотрим в четверг.

Одно можно сказать точно. Нигде, кроме Украины, транспорт не останавливают. Просто уменьшают количество подвижного состава вслед за тем, когда из-за карантина сокращается пассажиропоток. Но при этом компенсируют перевозчикам финансовые потери как минимум до уровня себестоимости поездки.

Официально!

Поздно вечером 24 марта мэрия обнародовала подредактированный вариант сообщения об остановке транспорта:

Із цього четверга громадський транспорт Дніпра перевозитиме лише медиків і працівників критичної інфраструктури, — комісія ТЕБНС

 Щоб максимально стримати розповсюдження коронавірусу у Дніпрі, із 00.00 26 березня користуватися громадським транспортом у місті зможуть лише співробітники критичної інфраструктури. Спецрейси автобусів і електротранспорту безкоштовно перевозитимуть медичних працівників, поліцейських, рятувальників, робітників аптек, хлібзаводів, комунальних підприємств тощо. Їм видадуть спеціальні перепустки. Також пасажирам потрібно бути щонайменше в масках, а також інших засобах захисту (окуляри та рукавички). Таке рішення ухвалила міська комісія з техногенно-екологічної безпеки. За дотриманням особливого транспортного режиму, котрий діятиме щонайменше до 3 квітня, стежитимуть правоохоронці.

«Ми розуміємо, що це достатньо серйозний та відповідальний крок, котрий принесе велику кількість, зокрема, негативних відгуків. Однак це — вимушене рішення, хоча й важке», — сказав голова комісії ТЕБНС Михайло Лисенко за підсумками засідання 24 березня.

Зміни автобусних маршрутів мерія Дніпра оприлюднить найближчим часом. Електротранспорт курсуватиме за звичними напрямками. Водночас обмеження не стосується служб таксі.

Ольга Фоменко

Газета ГОРОЖАНИН

25.03.2020