ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Днепропетровский «Крик», который слышен 25 лет



На дне рождения уникального театра режиссер не принимал благодарностей, а благодарил сам

 

Днепропетровский театр «Крик» — один из немногих, где в зрительном зале всегда не хватает мест, а купить билеты невозможно даже за 2 месяца до спектакля.

С чего начинался театр

В декабре 1989 года театр одного актера «Крик» основал Михаил Мельник, который одновременно является в нем актером, режиссером, сценаристом, сценографом, художником, музыкальным редактором, гримером, костюмером.

— Характер мужчины формирует отец. Мне повезло – мой папа был особенным человеком. Он вернулся с войны глухим, без обеих рук и глаза. Но отец смог не только вырастить четверых детей, но и стать для нас примером того, как нужно жить, — рассказывает Михаил Васильевич. – Папа написал более 2 тысяч картин! И я все время думал: человек, не имеющий рук, может писать картины, а на что способен я? Это и толкало меня не останавливаться, стремиться к большему.

«Крик» начался на маленькой сцене украинского театра им. Шевченко.

— Мне захотелось создать что-то неожиданное. Сначала мы с другом решили поставить спектакль на двоих. Получилось не то. Захотелось сделать что-то самому, — вспоминает Мельник. – Так и появился театр «Крик». А формат «театр одного актера» возник потому, что у меня тогда не было единомышленников.

Желание творить что-то особенное Михаила Васильевича вдохновляли постановки «Современника», «Ленкома», «Таганки» и Ленинградского Большого драматического театра.

— Чтобы посмотреть «Историю лошади» в Большом драматическом театре, мне пришлось стоять на третьем ярусе балкона на одной ноге. Именно тогда я понял, что такие работы — это и есть настоящий театр, настоящее искусство. Они потрясают, трогают душу, впечатляют, — говорит Михаил Мельник. – К слову, после окончания спектакля нам, тогда еще студентам, организовали встречу с главным режиссером театра Товстоноговым.

Студенты по очереди подходили к режиссеру с просьбой дать автограф.

— Когда дошла очередь до меня, я от потрясения не смог вымолвить ни слова! – вспоминает Мельник. – Товстоногов спросил: «А вы, молодой человек, почему же не берете автограф?» Я ему ответил: «Вы мне расписались в сердце». Режиссер наклонился, обнял меня и своим знаменитым прокуренным голосом сказал: «Ты будешь великим актером, раз так чувствуешь». Вы представить себе не можете, как важно мне было эти слова услышать.

Несколько месяцев театр «Крик» жил в актовом зале монтажного техникума.

— Тогда ничего не было. Все театральное оборудование приходилось делать своими руками. Было трудно. Только ради памяти отца я готов был сдохнуть, но не уступить, — рассказывает Михаил Васильевич.

 

«Я никогда не был на больничном»

Первый спектакль, который увидели зрители «Крика», была постановка «Гайдамаков».

— На «Гайдамаки» школьников я не пускал, так как делал его для взрослых, а не для детей. Из-за моей позиции мы частенько не находили понимания с руководителями школ, — говорит Михаил Мельник. — Потом вышел «Пропащий». Как ни странно, у меня нет ни одной фотографии с этих спектаклей.

В 1991 году появилась постановка спектакля «Кара».

— Благодаря ей я впервые ощутил, какую силу имеет трагедия. Когда я видел, что творилось со зрителями, понимал, что я что-то делаю по-настоящему правильное, — признается Михаил Васильевич.

Через некоторое время «Кару», которая пользовалась у зрителей огромнейшей популярностью, пришлось снять.

— Подвел реквизит, который сломался и чуть не убил меня. Я вывернулся, приземлился на ноги и почувствовал, как затрещал позвоночник, но продолжил играть. Но, видимо, тот день был не мой, спустя несколько минут я не допрыгнул до нужной установки. Спектакль доиграл, но здоровье он мне сильно подорвал, — вспоминает Михаил Мельник. – К слову, за всю свою жизнь, как бы плохо я себя ни чувствовал, не взял ни одного больничного, чем очень горжусь.

Немного позже появляется спектакль «Украинская охота» по мотивам Остапа Вишни.

— Это была комедия, и я баловался как хотел: наливал зрителям водку, угощал горячими варениками, которые перед спектаклем готовила моя супруга Оксана. Наш бывший мэр Иван Куличенко на одном из спектаклей водку пил, — улыбается Мельник. – А в 1998 году поставил спектакль «Ворота в рай» по повести Ежи Анджиевского. Это история о крестовом походе детей, которые были обречены на верную гибель.

На зрителей работа Мельника произвела должное впечатление. А ему захотелось создать что-то такое, чтобы каждый мог изумиться: «Ну как он до этого додумался?!».

— И я поставил «Лолиту». Тогда с произведением Набокова работали Виктюк и я, но моя «Лолита» была честнее, — говорит режиссер.

Этот спектакль Мельник показывал 16 лет, а потом неожиданно для многих снял его.

— Признаюсь, что я стал комплексовать перед своей дочерью, поэтому принял решение распрощаться со спектаклем, — объясняет Михаил Мельник.

 

Единственная постановка в мире

«Лолиту» сменил «Парфюмер» по роману Патрика Зюскинда.

— Хочу похвастаться, что мой «Парфюмер» является единственной постановкой в мире! – говорит Мельник. – Автор запретил ставить спектакль по этому роману. Я это знал, но прикинулся дурачком и поставил «Парфюмера».

Этот спектакль Мельник показал во многих городах. В Ивано-Франковске, например, три дня в зал приходило по 5-7 зрителей, а в последний день их было столько, что пришлось остаться в городе еще на десять дней.

— Этот спектакль — сильный и страшный. Зрители в прямом смысле убегали с первых рядов, — вспоминает Михаил Васильевич. – Многие со мной спорили и говорили, что главный герой романа был прирожденным убийцей, я же доносил до зрителей мысль, что если человека пинать, то ничего хорошего из него не получиться.

Через несколько лет на «Парфюмера» пришли посмотреть два представителя института Гете.

— Точнее они приехали защищать авторские права Зюскинда, я им перед спектаклем пообещал, что показываю «Парфюмера» последний раз. Они посмотрели, и у них дар речи отняло. Но они все же настоятельно порекомендовали мне снять «Парфюмера», — улыбается Мельник.

После чего «Парфюмер» шел в «Крике» еще два года.

— Потом представители института приехали еще раз, уже вчетвером. Я снова пообещал, что показываю «Парфюмера» последний раз. Гости с удовольствием посмотрели спектакль, после чего я действительно его снял. Только причина этому — не боязнь выплачивать неустойку, а состояние здоровья, которое не позволяло мне на протяжении семи минут танцевать, закутавшись в целлофан.

 

Успешный «Грех»

Михаил Мельник является лауреатом многочисленных премий, среди которых — Международная премия Леся Курбаса, полученная в 1996 году.

— Я сначала обрадовался не тому, что я первый украинец, которому присвоена эта престижнейшая премия, сколько тому, что получу деньги. Награждение должно было состояться в Киеве, я занял деньги, купил билеты и организовал пышный банкет. В столице оказалось, что деньги министерство еще не перечислило. Тогда выручили журналисты, которые скинулись мне на билет домой, — вспоминает Мельник.

В 2005 году Мельник стал обладателем серебряной награды на третьем Международном фестивале «Золотой Витязь» со спектаклем «Mollis» по мотивам повести Достоевского «Кроткая».

— К Достоевскому подступиться крайне трудно, но я попробовал, и у меня получилось, — говорит Мельник. – Когда спектакль увидели в Москве, зрители сначала возмущались: мол, Достоевский — и на украинском языке, но после просмотра подходили и говорили, что им все было понятно.

Одним из наиболее удачных своих спектаклей Михаил Васильевич считает «Грех» по мотивам произведений Коцюбинского.

— Я уже не смогу сделать более сильного спектакля, чем «Грех». Белорусы, которые не знают украинского языка, после просмотра стояли и плакали, «Грех» довел до слез даже моего знакомого генерала-полковника Юрченко. Он потом признался, что никогда раньше не плакал, — рассказывает Михаил Васильевич.

В 2006 году «Грех» был удостоен Государственной премии. Сейчас в репертуаре театра «Крик» идет спектакль «Мутация» по мотивам произведений Достоевского.

— Но я хочу ставить новый спектакль, поэтому «Мутацию» буду снимать, — объясняет Михаил Васильевич. – Я не имею возможности держать в репертуаре 8-10 различных спектаклей. Боюсь, что просто забуду слова.

Еще Михаил Мельник пригласил на свои спектакли «Табу» и «Солнце в твоих глазах».

— «Табу» нужно посмотреть всем, кто собирается жениться, а вот «Солнце в твоих глазах» я рекомендую всем влюбленным. После спектакля хочется схватить на руки любимую и мчаться в загс. К слову, именно на спектакле уже 13 парней сделали предложение своим возлюбленным, — улыбается Мельник.

На протяжении вечера, посвященного дню рождения театра Мельник не принимал поздравления и благодарности, а благодарил сам. Каждого, кто сыграл в жизни «Крика» какую-то роль.

— Все, чего я достиг, я достиг благодаря людям. Я люблю своих друзей, которые меня поддерживают, люблю коллег, с которыми мы можем о чем-то спорить, люблю зрителей, которые сделали меня известным. Именно для них я стараюсь, работаю, творю. А без зрителей я вряд ли состоялся бы как актер, сценарист и режисер и стал тем, кто я есть, — сказал Михаил Мельник.

Ольга Фоменко

Газета ГОРОЖАНИН

11.01.2015