ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Год, когда им предстоит умереть

27.10.2012

Проект бюджета на 2013 год стартовал хоть и скоропостижно, но на первом этапе в общем-то успешно. Его мало кто читал, кроме узкого круга посвященных, поэтому нам остается верить правительству на слово, что страна получила бюджет «стабільності і розвитку», подготовленный профессионалами.

В отличие от чиновников эксперты считают, что страна получила кота в мешке, от которого можно ожидать любых сюрпризов. И особенно в той части, которая касается системы здравоохранения. Причин для этого предостаточно.

Специалисты, которым по долгу службы пришлось собирать информацию по регионам, сводить и многократно корректировать цифры для главной сметы страны, утверждают, что в следующем году мы не раз пожалеем, что не ценили «покращення життя вже сьогодні» — завтра такой возможности не будет. В 2013 году, по их мнению, стабильно сможет развиваться только одно направление — похоронный бизнес. Как бы цинично это ни звучало. Похоже, не только в Одессе к пациентам раньше или вместо скорой помощи будут приезжать из похоронного бюро, чтобы предложить свои услуги. А на что можно рассчитывать, если в проекте госбюджета, утвержденного Кабинетом министров Украины, на медицину заложено всего 19% от фактической общей потребности?! 

После многочисленных перерасчетов, уточнений и согласований Министерство здравоохранения насчитало 35044 млн. гривен, необходимых для удержания отрасли на плаву. Вряд ли кто-то надеялся получить такую сумму из бюджета-2013. Но уж точно не ожидали, что ее урежут до 6620 млн. гривен, что составляет, напомним, 19% от запрашиваемой суммы. 

Отечественной медицине не привыкать к полуголодному существованию, но такого откровенного игнорирования жизненно важной сферы, как сегодня, «папєредніки» себе не позволяли.

Особую тревогу общественности — как медиков, так и пациентских организаций — вызывают бюджетные статьи, которые касаются финансирования целевых госпрограмм. 

Как известно, средства на содержание лечебно-профилактических учреждений, коммунальные платежи, заработную плату и т.д. идут по так называемым защищенным статьям. И если бюджет отрасли ограничили 19%, нетрудно догадаться, чьи интересы попали под нож.

В последние годы у нас сокращали не только финансирование, но и количество госпрограмм — это ощутили почти все категории больных. Что ожидает их в будущем году? С карандашом в руках эксперты прошлись по таблицам, касающихся расходов госбюджета на выполнение государственных программ и комплексных мероприятий, в том числе и распиаренной программы «Здоров’я-2020: український вимір». По самым скромным подсчетам, фактическая потребность составляет  25071 млн. гривен. А сколько больные получат для спасения своего здоровья и жизни? Даже не пытайтесь угадать. Трех попыток тут будет явно недостаточно. Впрочем, попробуйте.

По данным Минздрава, даже на иммунопрофилактику, которую всегда активно лоббируют на всех уровнях, выделено всего 303 млн. грн., против запрашиваемых 476 млн. грн. (В связи с этим возникает закономерный вопрос — кто же на самом деле запускает т.н. антивакцинальную кампанию?!) 

Госпрограмма «Онкология» будет профинансирована на 48%. 

«Обеспечение отдельных централизованных мероприятий по лечению сахарного диабета» получит финансовую поддержку всего на треть. 

Многие, наверное, помнят, какие проблемы с лечением пришлось пережить больным на гемофилию в прошлом году. Выступления СМИ, акции пациентов и их родных, казалось, были услышаны наверху — госчиновники пообещали, что впредь больные будут получать необходимые медпрепараты в полном объеме. Бюджет-2013, в лучшем случае, обеспечит потребность в лекарствах на 35%. 

Как много разговоров и обещаний касалось Национального плана действий по реализации Конвенции ООН по правам ребенка! И как мало выделили на это средств из казны — всего 134 млн. грн. вместо заявленных 413 млн.грн. Непонятно, чем руководствовались в Минфине, когда сокращали статьи расходов, но картина получилась пестрая — одни категории больных будут обеспечены лечением хотя бы на 60–70%, а другие могут рассчитывать только на бюджеты своих семей. Ни копейки не выделено на лечение детей, больных ревматоидным артритом, мукополисахаридозом, а также на создание центров для диагностики и лечения ретинопатии у недоношенных детей и ранней диагностики нарушений слуха, на оборудование для детей-инвалидов с поражением нервной системы и для медико-генетических центров. 

Сэкономит государство и на лекарствах для пациентов с детским церебральным параличом — для них нашлось в пять раз меньше денег, чем требуется.

Только на бумаге оставляют след благие намерения, касающиеся профилактики и лечения инфекционных заболеваний. По данным специалистов, всего 4,5% инфекционных отделений в состоянии оказывать неотложную помощь детям на надлежащем уровне. Украина, пожалуй, единственная страна в Европе, где так и не удосужились построить и оснастить хотя бы одну современную детскую инфекционную больницу третьего уровня. Минздрав внес заявку на 15 млн. гривен, которые необходимы для подготовки проекта Республиканского центра на 200 коек, но финансисты сочли такие траты излишними. 

В будущем году, к превеликому сожалению, не улучшится положение онкобольных детей — на лекарства для них выделено всего 90 млн. грн. вместо заявленных 216 млн. грн. 

Как там пишут в бело-синих партийных буклетах и на красочных билбордах: «Турбота про дітей — інвестиції у майбутнє»? Можно поподробнее растолковать всей стране, на чьих детей конкретно ориентирован проект госбюджета? И в чье радужное будущее инвестирует деньги налогоплательщиков наше правительство? 

Не секрет, что бюджетные заявки формируют, ориентируясь на минимальные потребности. Но и эти эконом-варианты бюджетных статей безжалостно перечеркивают, отбирая у больных последнюю надежду. 

 

«Это в первую очередь коснулось больных гепатитами, — рассказывает президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк. — Больных гепатитами в мире почти в 15 раз больше, чем ВИЧ-инфицированных. В Украине, по официальным данным, инфицировано около 3% граждан, что составляет примерно 1,2 млн. человек. Однако, по подсчетам ученых, фактический уровень заболеваемости в пять-шесть раз превышает данные официальной статистики. В прошлом году под давлением общественности Кабмин принял решение разработать концепцию государственной целевой программы профилактики, диагностики и лечения вирусных гепатитов на 2012–2016 гг. Концепция была утверждена, но реальных действий не последовало — на лечение больных в бюджете-2012 средств не предусмотрели. 

Общественные организации снова обратились в Минздрав, в Кабинет министров, требуя выполнения госпрограммы. Наконец-то премьер-министр их услышал — дал поручение Минфину и Минздраву внести соответствующие предложения в проект Госбюджета на 2013 год. 

В Министерстве здравоохранения, насколько нам известно, бюджетный запрос готовили с учетом данных эпидемиологического надзора за 2011 год. Факты шокирующие — в некоторых детских домах и интернатах более половины детей инфицированы вирусными гепатитами В и С. В коллективах медработников максимальный показатель составлял 22% (при среднем по стране 3,4%.) Исходя из статистических данных, специалисты определили, что по состоянию на июль нынешнего года количество больных хроническими вирусными гепатитами В и С, которым требуется неотложное лечение, составляет 22667 человек. Бюджетный запрос на 2013 год —
2605 млн. грн.

Отмечу, это впервые было определено количество больных, нуждающихся в неотложном лечении. Эти люди балансируют между жизнью и смертью. Любое промедление может привести к развитию цирроза или рака печени. Знаете, какой возраст этих пациентов? Чаще всего это молодые люди от 30 до 45 лет. Лечение вирусных гепатитов дорогостоящее, не всем по карману, но в бюджетную заявку внесли всего 10% от требуемой суммы.

— Почему? Чтобы не напугать реальними цифрами впечатлительных чиновников?

 — Об этом бюджетная история умалчивает. Хотя при формировании заявок та же Верховная Рада и много других ведомств не скромничают, не просят 10%, а требуют всю сумму до копеечки. И, что характерно, получают.

Но с пациентами ситуация другая. Вопреки всем поручениям, согласованиям и расчетам, на лечение больных вирусными гепатитами в казне денег не нашлось. Ни ко-пей-ки!

Уровень жизни наших граждан не позволяет им ежемесячно тратить на лечение 10 тысяч гривен и более. Но это стоимость стандартного курса лечения, а если болезнь перешла в последнюю стадию, расходы увеличиваются от 13 до 28 раз. 

По большому счету, Кабмин обрекает на смерть каждого из 22667 человек, нуждающихся в неотложном лечении. Такое финансирование системы здравоохранения, не что иное как издевательство над больными людьми, чьи интересы мы стараемся защищать». 

Похоже, высокопоставленные госчиновники воспринимают тяжелые заболевания, в том числе и гепатиты, как надоевшие мешки под глазами, которые желательно убрать в нынешнем году, но если не получится — сделаем в следующем, а заодно круговую подтяжку и липосакцию.

Система противотуберкулезных учреждений столько раз переживала липосакцию, что откачивать из ее скудного бюджета уже нечего. Дальше — только замок на двери и бульдозер на земельный участок. По словам одного из руководителей Главного управления здравоохранения Киева, за последние два годы вверенные ему туббольницы не получили ни копейки на ремонты, переоборудование, аппаратуру, инструментарий. Какие претензии к городским чиновникам, если средства выделяются только на бумаге?!

Вначале эти слова воспринимались как банальный «перевод стрелок» на министерство. Но проект бюджета свидетельствует, что правительство не сомневается в том, что ему удалось победить туберкулез в нашей стране. Ну, почти. Так зачем тратиться?! На реализацию Государственной целевой программы борьбы с заболеваемостью на туберкулез (на 2012–2016 гг.) из бюджета-2013 будет направлено меньше 40% от необходимого. Бюджетная заявка — 456 млн. гривен. Обещают выделить 176 млн. гривен. При этом в колонке «оборудование» вместо требуемых 272 млн. гривен — пусто, даже ноль не поставили. 

Спокойно себя будет чувствовать и спутник туберкулеза — СПИД. Госпрограмма обеспечения профилактики, лечения, ухода и поддержки ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом будет финансироваться на 45%. 

В кулуарах Минздрава шепчутся, что полный развал противотуберкулезной отрасли — вопрос недалекого времени. Все держится на помощи благотворительных фондов, спонсоров и на энтузиазме старой гвардии, которая не спешит покидать тонущий корабль.

Официальную же позицию ведомства можно найти на гламурном сайте Минздрава. 

«Питання боротьби з туберкульозом залишається одним із пріоритетів державної політики у сфері охорони здоров’я і соціального розвитку. Президент України визначив зниження смертності від туберкульозу на 30% як основний показник успіху програми економічних реформ на 2010–2014 роки, — зазначила Раїса Богатирьова. 

 —…Ми маємо багато досягнень в цій сфері і можемо казати, що здатні забезпечити лікуванням усіх хворих на ВІЛ-інфекцію/СНІД, які, за даними регіональних центрів СНІДу, цього потребують».

Это заявление было сделано в Женеве на 27 заседании правления Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. Выступление министра здравоохранения, по данным пресс-службы МЗ, было столь убедительным, что исполнительный директор Программы ООН по вопросам ВИЧ/СПИД сделал вывод, что «Украина может стать первой страной в Европейском регионе, которая остановит эпидемию ВИЧ/СПИД». 

Остается только уточнить, что дискуссии в Женеве состоялись через день после того, как правительство проголосовало за проект бюджета-2013. 

Продолжим путешествие по бюджетным таблицам? Или лучше сразу сознаться, что из казны выделят всего 7% средств, необходимых на реализацию государственных целевых программ?! 

Эксперты утверждают, что фактическая потребность составляет минимум 25071 млн. гривен, из которых невычеркнутыми остались всего 1858 млн. гривен. По крайней мере, именно эти цифры указаны в проекте бюджета-2013. 

Все понимают, что главный финансовый документ страны еще будут перекраивать, добавлять и убавлять, но тенденции, касающиеся финансирования социальной сферы и в частности здравоохранения, никуда не денутся. Сколько ни латай тришкин кафтан, френч от Версаче не получится. И дело не только в том, что казна пуста. Важны приоритеты — на что выделяются миллиарды из госбюджета? Какую бюджетную поддержку получают всевозможные инициативы и проекты, после того, как закончились пиар-акции с участием госчиновников?!

По словам экспертов, в бюджете-2013 нет ни копейки на реализацию программы по снижению расходов на лечение гипертонии. Там о ней вообще нет ни слова. Какой меркой измерять «Здоров’я-2020: український вимір», если финансирование одного из важнейших разделов программы, по словам специалистов, «взагалі не враховано в граничних видатках»? Какую категорию больных ни возьмешь — в таблице напротив сплошные нули. Список длинный — больные с психическими расстройствами и вирусными гепатитами, с ревматоидными патологиями и проблемами зрения, с псориазом и сахарным диабетом и т.д., и т.д. По данным министерства, на лечение данных категорий больных необходимо выделить 18502 млн. гривен. Но пока в проекте бюджета не нашли для этого даже гривны.

Второй год реформаторы медицины обещают врачам первичного уровня зарплату от пяти до шести тысяч гривен. А что думает по этому поводу Минфин? По расчетам специалистов Минздрава, отрасли необходимо выделить дополнительно 407 млн. гривен, которые пойдут на выплату надбавок, доплат за интенсивность труда, материальную помощь и т.д. Согласно статистике, средняя заработная плата в медицине почти на 40% ниже от того, что получают в промышленности — 2050 против 3354 гривен. 

Пациентов в больницах не только нечем лечить, но и кормить. Для больных туберкулезом полноценная еда — обязательная составляющая процесса лечения. Но даже в противотуберкулезных санаториях вместо запланированных 52 гривен в лучшем случае наскребают 30 гривен в день. Бюджетная заявка на увеличение финансирования, касающегося питания больных, была более чем скромной — всего 115 млн. гривен. Но и ее отклонили. Имеют право — ведь это не спецпитание госчиновников во время полетов, на которое в казне всегда находится несколько миллионов гривен. Безо всякой бюджетной заявки с расчетами и обоснованиями. Да и в Феофании никто не жалуется на недоедание. В отличие от налогоплательщиков и их престарелых родственников, которые лечатся в обычных больницах. Дошло до того, что в одном из сел Киевской области в людных местах на заборах и столбах появились объявления — врачи райбольницы просят жителей поделиться продуктами, обещают организовать транспорт, чтобы вывезти дары огородов и погребов. Старенькая бабушка, вручившая нам эту листовку, вспоминала, как после оккупации ее земляки помогали госпиталю. Война покатилась на запад, оставив после себя нищету и разруху, надо было спасать раненых солдат. Люди не скупились, несли, что могли, делились последним.

Наверное, и на сей раз селяне поделятся — не оставлять же земляков голодными в больнице. А на выезде из села на трассу огромный бигборд утверждает, что «руїну подолано, стабільність досягнуто». Жаль, конкретики маловато — где и когда это случилось.

Источник: ЗН