ГАЗЕТА.dp.ua

Субъективно о Днепропетровске:

новости, аналитика, скандалы

Погода
Погода в Днепре

влажность:

давление:

ветер:

Из Днепра – в балтийские дюны

01.01.2009
В это трудно поверить. Снимала популярный сериал Рижская киностудия. Его действие начинается в суровых пейзажах «советской заграницы» - Латвии, а кончается аж в Сибири. Режиссер – «латвийский Феллини», известный в Советском Союзе кинодетективщик Алоиз Бренч. В кадре – источающие арийское обаяние, подчеркнуто «не наши» лица. Так какое отношение к холодным балтийским дюнам может иметь Днепропетровск? Оказывается, может.
Дело в том, что историю, так растрогавшую советского телезрителя, придумал наш земляк Олег Руднев. На первый взгляд, выглядит этот факт не очень правдоподобно. К тому же напрашивается вопрос: а почему Марта и Артур? Почему не Петро и, скажем, Одарка? Ответ найти просто, заглянув в биографию Олега Александровича.

Родился в 1935-м году в Верхнеднепровске. Первое высшее образование получил в Днепропетровском металлургическом институте (всего их было пять, включая гарвардское!). Распределили свежедипломированного инженера-механика в Краматорск. Там и началась его стремительная комсомольская карьера. Помогали природное обаяние, дружелюбие, жажда творчества и привычка все делать по большому счету, добиваться лучшего результата. Его заметили, оценили, пригласили в Москву, причем в обход областных структур, что по тем временам было очень необычно. Но жизнь этого человека пестрит необычностями, вся она – исключение из правил. В столице надолго не задержался – комсомольские дорожки привели в Латвию.

Кто был в Прибалтике, знает: не влюбиться в те края очень сложно. Поэтому неудивительно, что Олег Руднев быстро «олатышился». Причем настолько, что потом, много лет спустя вернувшись в Москву, всем говорил, будто родом из Риги.

Много хорошего для своей второй родины сделал, работая первым секретарем Юрмальского горкома компартии. Старожилы Юрмалы еще помнят, как разбушевавшееся море смыло пляж, превратив постройки в груду щепок. Руднев тогда снял последствия урагана на кинопленку и отправился в Москву выбивать средства на восстановление курорта. Выбил. Восстановили. Отстроили.
Азартно работая на партийном поприще, Олег Александрович не забывал о своем «хобби» - писательстве, которому ежедневно посвящал по нескольку часов.

Как-то председатель принадлежащего Юрмале рыболовецкого колхоза рассказал красивую историю о любви бедного рыбака к дочери зажиточного хозяина. Быстро загорающийся Олег Руднев изложил ее на бумаге. Борис Полевой посоветовал историю расширить и углубить, связать с латышским народом. Роберт Рождественский счел ее кинематографичной и рекомендовал председателю гостелевидения Лапину. Дмитрий Василиу помог оформить материал в сценарий. Так начиналась «Долгая дорога в дюнах» («Знай, как оно все сложится в Латвии и вообще в СССР, то непременно назвал бы «Недолгой дорогой» - шутил Олег Александрович).
 
Вышедший на экраны в 1982 году фильм имел неожиданно шумный успех. Группе создателей и актеров, в том числе и Олегу Рудневу, была присуждена Государственная премия. В том же году его назначили председателем Всесоюзного объединения «Совэкспортфильм» Госкино СССР. Раз ступив на кинематографическую стезю, больше он уже не сворачивал с нее до конца своей жизни.

Из последнего интервью

- Я всегда наглый был. Даже пацаном, в 12 лет, осмелился послать свои стихи Симонову, хоть и полное графоманство. Думал ли тогда, что через много лет мы с ним будем заседать в одной и той же коллегии Госкино? Я напомнил Симонову потом, как к нему с письмом обращался. «А что я ответил?» - «Не пиши стихов, если не можешь их не писать». Симонов: «Однако послушались ведь! Но понимаю, что вообще писать вы не можете».

Из газеты «Советская Латвия», 2001 год